Deja vu – не повтор, если дежа ву — праздник!

Как говорится, дай Бог всем подобных «повто­ров» (это я заголовок «дежавюшный» начинаю оправдывать). В Омском Лицейском драмати­ческом театре дежа вю нынче такое, что французы (pardonnez moi!) могут отдыхать.

…А ведь вроде бы — всего-то менее двух лет прошло, как «лицеисты» съездили но Францию на XX Междуна­родный фестиваль «Молодые театры Европы» со спек­таклем «Зима под столом»; а ведь вроде бы чуть более года прошло, как «лицеисты» с этим же спектаклем съез­дили в Санкт-Петербург на 15-й фестиваль «Рождествен­ский парад». И вот -«история повторяется»! Блистатель­но повторяется!

…Кстати о повторах. Поймал себя на мысли, что мне очень нравится повторять-рассказывать прошлогод­нюю летнюю «телефонную» историю 2009-го. Что с удо­вольствием делаю и для читателей «Омской музы». Итак, жаркое лето 2009-го, 14 июля, поздний вечер, телефон­ный звонок: «Allo, Omsk? On vous téléphone de Grenoble, du comité organisateur du festival. Je passe la parole à monsieur Serge Timoffeef» (перевожу для сугубо русскоязычных чи­тателей «Омской музы»: «Алло, Омск? Вам звонят из Гре­нобля, из оргкомитета фестиваля. С вами будет говорить месье Серж Тимофеев»). И после этого я слышу голос вы­шеупомянутого «месье», художественного руководителя омского Лицейского Сержа (pardon, — Сергея): «Победа!..»

…Минувшим летом победа (и «Омская муза» уже рас­сказывала об этом подробно) была связана со спектак­лем «Альпийская баллада», поставленным Тимофеевым по собственной инсценировке повести Василя Быкова (в главных ролях прекрасный актерский дуэт: Мария То­карева и Евгений Точилов). И, право же, дорогого стоит, что в Гренобле при обсуждении нашего спектакля теат­ральные критики, режиссеры и актеры многих европей­ских стран были единодушны: спектакль Лицейского — лучший спектакль фестиваля (много раз «озвучивая» и другое: «Омская «Альпийская баллада» — вообще луч­ший спектакль за всю историю «Молодых театров Евро­пы»!..»). И это было гренобльское «дежа вю», которое, не сомневаюсь, и в нынешнем году повторится, потому что наш Лицейский в Гренобле на «Молодых театрах Евро­пы» — «бесспорен» и всегда желанен!

Ну а что касается Санкт-Петербурга, — здесь дежа вю не в первый раз возникло (декабри 2002, 2008 и 2009 го­дов). Нынешний «северностоличный» фестиваль «Рож­дественский парад», который вот уже 16-й раз проводится под патронатом Министерства культуры России, приобрел статус международного: под занавес 2009-го в пред­новогодний заснеженный Петербург съехались двадцать театральных коллективов России, Финляндии, Турции, Башкортостана. Фестивальным «лидером» на сей раз стал театр-мастерская санкт-петербургской Академии театрального искусства: курс Гриюрия Козлова, одного из самых известных российских режиссеров, представил на фестивале великолепный и очень «подробный» четы­рехчасовой спектакль «Возвращение» по роману Досто­евского «Идиот». И это действительно был театральный праздник, пиршество умной, топкой режиссуры и талант­ливейших молодых актеров!

Яркой и неповторимой страницей «Рождественского парада» предстала «Альпийская баллада» наших «лице­истов». Спектакль прошел буквально на одном дыхании. А в финале, благодаря одному из зрителей, возник совер­шенно незапланированный, но очень даже «театральный» момент, который словно добавил неповторимую эмоциональную окраску драматической развязке «Аль­пийской баллады» (и, честно скажу, аналогов подобному в моей «зрительской практике» не могу припомнить). На спектакль пришла бывшая актриса Лицейского драмати­ческого театра Алена Гладанова; омичи хорошо помнят ее по таким спектаклям, как «Сон в летнюю ночь» (Пре­красная Елена), «Беда от нежного сердца» (Катя из Там­бова), «Ревнивая к себе самой» (Анхела); сейчас Алена «исполняет роль» мамы, живет в Санкт-Петербурге, доч­ке Варваре — 10 месяцев. И вот маленькая Варя (которая, естественно, впервые была в театре, да еще на «взрос­лом спектакле») явила пример не только образцового, но и чуткого, благодарного зрителя. Предфинальная сцена, звучит трагическая музыка Орфа, в которую вплетает­ся грохот автоматных очередей, главный герой — падает, сраженный пулями, — и именно в этот же момент, момент смерти главного героя, русского солдата Ивана, громко заплакал самый молодой зритель спектакля — десятиме­сячная Варя…

…А в глазах у Алены Гладановой после спектакли — ностальгическая грусть: «Смотрела, спектакль — и так завидовала Маше Токаревой, так хотелось «впрыгнуть» на сцену!.. Конечно, огромная ностальгия по Лицейско­му театру. Как оказалось, а точнее, как, я поняла и остро ощутила два года назад, уехав из Омска, Лицейский — это целый пласт моей жизни, очень важный и ничем не замени­мый!.. Ощущения сегодня, после спектакля — самые-самые разнообразные: с одной стороны, я пришла в свой родной театр, но уже как зритель; с другой стороны, я увиде­ла как будто другой театр, который мощно развивает­ся, мощно живет. Сердцевина осталась та же, а «наросло» что-то еще, как будто театр, как космический корабль, вышел на новую орбиту!..»

…Зрители после «Альпийской баллады» долго не расхо­дились. Подошел к молодому человеку, внимательно изуча­ющему программку, представился, поинтересовался его впе­чатлениями от спектакля. Павел Адрианов, 18 лет, коренной петербуржец, «просто зритель» (так он представился в от­вет): «Я вот о чем размышляю: я понятие «Великая Отечест­венная война» воспринимаю двояко; прежде всего — как некий умозрительный факт, о котором рассказывали в школе; но при этом я знаю, что мой дедушка принимал участие в той войне… Хочу признаться, что спектакль омичей побудил меня задуматься не только об истории нашей страны, но и об ис­тории моей семьи, мне захотелось найти фотографии деда, которого я никогда не видел… Слишком много эмоций сей­час во мне после спектакля… Жаль, что молодежь сегодня… такая… совсем другое поколение… Но я понимаю, что нынеш­ней молодежи обязательно нужно смотреть этот спектакль, обязательно!..»

…Успелось поговорить с бывшим завлитом Омского академическою театра драмы, ныне сотрудником лите­ратурной части МХАТа имени А. П. Чехова Лидией Пу­гачевой: «Смотрела спектакль — и одновременно думала о Лицейском театре, созданном Вадимом Решетниковым. Хорошее дело оставил Вадим после себя!.. Очень рабо­тоспособный коллектив, очень «живой». И если в какой-то из сцен вдруг чуточку не хватает профессионализма, мастерства, это с лихвой компенсируется эмоциональ­ностью, актерской заразительностью: у артистов — прекрасная «возбудимость», энергетика!.. «Альпийская баллада» — это очень честная работа, и актерская, и ре­жиссерская. Ребята работают открыто, нигде и ни в чем не фальшивя. И это вызывает большое уважение к моло­дости, к зрелости молодости, к тому, что актеры от­ветственны по отношению к делу, которым занимают­ся. Считаю, что Сергей Тимофеев — достойный преемник Решетникова: трудоспособный, профессиональный, любящий свое дело и, самое главное, мне думается, — человече­ски надежный. И ребята, которые связывают с ним свою судьбу, тоже обретают надежность».

…Народный артист России Юрий Ицков позвонил на­кануне фестивального показа «Альпийской баллады» — и от имени себя и своих коллег по Театру Сатиры па Ва­сильевском, заслуженных артистов России Надежды Живодеровой и Сергея Лысова пожелал всем удачного и полетного спектакля! И еще говорил о том, что все они, «бывшие омичи-драмовцы», очень жалеют, что не имеют возможности прийти на «Альпийскую балладу», пото­му что в этот день у них — премьера (спектакль «Салемские колдуньи» по пьесе Артура Миллера. — С. Д.) и все трое заня­ты в ней. И еще просьба: «…И через «Омскую музу», и че­рез журнал «Омск театральный» — передать привет Ом­ску и всем нашим друзьям-омичам». В связи с чем я впол­не логично решил, что фотопривет будет выглядеть зна­чительно эффектней, чем просто привет, а потому в тот же день в Театре Сатиры в послепремьерной гримерке Ицкова и Лысова я и сотворил сей фотопривет — и Омску, и всем друзьям-омичам!

…Да, еще вот о чем: думаю, что созданный год назад в Лицейском Попечительский совет театра может быть очень доволен «ситуацией» дежа вю, которая с завид­ной регулярностью возникает в Лицейском. Тем более что (см. заголовок) deja vu — не повтор, если дежа вю -праздник!

Сергей Денисенко,

Омск — Санкт-Петербург — Омск.

Специально для журнала «Омская муза»

№1 (26) / 2010 г.