«Я так хочу, чтобы лето не кончалось!..»

Быть может, заголовок этого материала не вполне точен (все, наверное, хотят того же самого: чтобы лето не кончалось). Но я не с «календарной» точки зрения обозначил своё «хотение», а с точки зрения яркости и победности Омского лета-2008 в сфере культурной жизни. И сегодня для вас, дорогие читатели журнала «Максимум», — небольшой «скол» этой победности и яркости. И как обычно — с эксклюзивными фотографиями, которые всегда с радостью предоставляют журналу (за что мы бесконечно признательны!) «герои» нашей постоянной и многолетней рубрики «Арт-максимум»!..

С громкой победы началось лето в Омске театральном. И победу эту принёс «на алтарь» нашего региона Омский государственный Северный драматический театр имени М.А. Ульянова. Попутно уж скажем, что вообще ны­нешний год для молодого театра из Тары — ну просто «урожайный»: Гран-при на ежегодном областном мартовском фестивале-конкурсе «Лучшая театральная работа» за спектакль «Весенние побеги»; далее — с этим же спек­таклем театр прошёл весьма жёсткий «пред­варительный отбор» и стал (так же как и «Пя­тый театр» со спектаклем «От красной крысы до зелёной звезды») участником фестиваля «Сибирский транзит» (в конце сентября он со­стоится на Алтае). И вот между двумя этими «звёздными» вехами в творческой судьбе мо­лодого театра — блистательная «двойная» по­беда: в городе Лобня, на 13-м Международном театральном фестивале «Русская классика» наш «Омский Тарский» за спектакль «Шуточ­ки» по рассказам А.П. Чехова удостоен и Гран-при, и «Приза зрительских симпатий»!

Как рассказал главный режиссёра Се­верного театра и постановщик «Шуточек» Константин Рехтин, спектакль получил самые восторженные отзывы ведущих театральных критиков России. Так, театровед и шеф-ре­дактор журнала «Страстной бульвар, 10» Наталья Старосельская сказала, обращаясь к «омичам-тарчанам»: «Поверьте, нам при­ходится видеть много спектаклей, и очень много отсмотрели мы их за последнее время. Ваш спектакль — настоящий праздник для нас, к сожалению, очень редко случающийся! То, что вы делаете, — на головы выше того, что делается на многих столичных сценах. Случившееся сегодня событие оправдывает наши труды. В такие минуты понимаешь, что делаешь свою работу не напрасно!..»

Браво, Северный театр!.. И ещё не могу не процитировать из рассказа Рехтина очень трогательный и пронзительный фрагмент: «Когда мне оказали честь оставить свою под­пись на фестивальной «гостевой подписной стене», я увидел на ней имена Александра Калягина, Сергея Юрского и многих других видных деятелей российского театра. Всё пространство было плотно заполнено под­писями, и только на самом верху оставалось место. Я раздобыл «в кулуарах» стремянку, забрался на неё и написал: «Лобня, ты — судьба! И это уже не шуточки… Коллектив Омского государственного Северного драма­тического театра имени М.А.Ульянова».

Не менее грандиозное событие (но уже в серединке лета) «имело место быть» в другом молодом театре — Омском Лицейс­ком драматическом: впервые за всю свою 14-летнюю историю «лицеисты» совершили блистательный (и — опять же! — победный!) зарубежный вояж. Они показали спектакль по пьесе Р. Топора «Зима под столом» в Гренобле, на XX Международном фести­вале «Молодые театры Европы», а затем «маханули» из Франции в Швейцарию, где, по приглашению ассоциации «Швейцария — Россия», провели «малые гастроли» (спек­такли «Комок», «Давай с тобой поговорим» и «Зима под столом»).

Мало того, — наш омский Лицейский стал первым из российских профессио­нальных театров (за 20 лет!), участвующим в гренобльском фестивале. И Россия «в лице лицеистов» поразила всех! А в нынеш­нем, юбилейном гренобльском фестивале принимали участие театры из 14-ти стран (среди них Италия, Испания, Германия, Франция, Дания)… Критики и режиссёры разных стран Европы были единодушны в своих оценках: «россияне-омичи» — вели­колепны!.. Омичи признаны одними из луч­ших! Как «признался» художественный ру­ководитель Лицейского Сергей Тимофеев, — дорогого стоили услышанные на обсуж­дении спектакля слова: «Вы открыли пьесу «ключиком Чехова». Мы увидели великую русскую актёрскую школу!»…

И ещё «признался» Тимофеев (и очень просил «озвучить» в нашем журнале это признание, что мы с удовольствием и де­лаем): «Эта поездка казалась театру хоть и очень желанной, но странноватой и не сов­сем реальной, то есть не по нашим возмож­ностям. И мне радостно, что у театра оказа­лось огромное число друзей, поклонников и настоящих помощников: и мэр Омска Виктор Филиппович Шрейдер (огромное ему спаси­бо!), и директор городского департамента культуры Виктор Михайлович Демченко, и руководители 000 «Омскбланкиздат», ОАО «Омское», ОАО «Русь-Банк», АТПП «Группа Оша», агентства авиаперевозок и туриз­ма «Аэролайн», 00 «Правоохранительный центр». Спасибо!..»

А уж дальнейшие «зарубежные перс­пективы» — окрыляют: во-первых, Омский Лицейский драматический театр уже офи­циально приглашён в Гренобль через год, на следующий фестиваль; а во-вторых, Сергей Тимофеев (так же официально) введён в Совет организаторов грядущего фестива­ля и получил предложение возглавить на нём «ателье» (мастер-класс) по актёрскому мастерству. Браво, «лицеисты»! (И это уже второе «браво!» в сегодняшнем летне-по­бедном материале).

А теперь переходим к «персональному» возгласу «браво», ибо в данной истории была ситуация «один — за всех» (причём «за всех» здесь означает «за омский регион»). В середине июля (конкретней — 18-го числа) в столичном Политехническом институте проходил праздничный Вечер, посвящённый 75-летию Евгения Евтушенко. И на сцену, где чествовали легендарного поэта, был пригла­шён самый известный омский коллекционер живописи, основатель и директор омского «САДа» (Сибирский Аукционный Дом) Вячес­лав Сёмушкин; и он «от имени и сибирского искусства, и омского художественного мира» подарил поэту картину омича-живописца Михаила Герасимова «Композиция №34».

На снимке, который вы видите, — предыс­тория вышеописанного. В Омске, в июне, Ев­тушенко представлял рок-оперу «Идут белые снеги» на свои стихи. А на другой день, тай­ком от всех омских «папарацци», перешёл на «частный образ жизни» и вместе с художни­ком Владимиром Владимировым несколько часов провёл в «САДу» у Сёмушкина, среди роскошной коллекции картин (кстати, Евту­шенко — большой знаток и ценитель омских художников!). И, как говорится, «запал» на вышеназванную работу Герасимова, и выра­зил желание приобрести его картину. Так вот, — браво хозяину «САДа»! Вячеслав, по зако­нам истинно сибирского гостеприимства, подарил герасимовскую картину Евгению Евтушенко. И поэт, сердечно поблагодарив за столь щедрый подарок, пригласил Сёмуш­кина на свой юбилей, сказав, что примет кар­тину при условии, если Вячеслав вручит её на юбилейном Вечере в Политехническом…

Всё так и произошло. Ну а я хочу лишь добавить, что про «САД», со временем, обя­зательно появится «отдельный» материал в «Максимуме», ибо уж слишком неординар­ное это явление в нашем городе — «САД»: Сибирский Аукционный Дом, созданный год назад во имя развития сибирского искусства и не имеющий аналогов в городах и весях российских. Да и «возделывание» «САДа» идёт целенаправленное и «плодоносное»: чего стоит, скажем, недавний совместный проект с Академическим театром драмы (на Камерной сцене которого, как вы знаете, ра­ботает галерея «Вишнёвый сад»): на недавно завершившемся Международном театраль­ного фестивале «Академия» в театре рабо­тала роскошнейшая (европейского уровня!) выставка «САД» в «Вишнёвом саду», в экс­позиции которой, разумеется, были картины омских художников из коллекции «САДа»!..

…Следующее «браво» — Омскому отде­лению Союза российских писателей (СРП), празднично и весьма крупномасштабно отметившему летом своё 15-летие! В «Пушкинке» открылась большая книжно-иллюс­тративная выставка, посвящённая писатель­скому юбилею, а в Доме актёра «на ура» прошёл концертно-литературный Вечер, подготовленный совместно с Омским отде­лением Союза театральных деятелей России (вместе с писателями на сцене были масте­ра искусств нашего города: певица Светла­на Бородина и балерина Наталья Торопова, актёры Татьяна Филоненко и Владимир Миллер, пианист Юрий Поляков и вокаль­ный квартет «Премьер»). И ещё к юбилею вышла в свет новый (уже 31-й!) писатель­ский альманах «Складчина», причём весьма «потолстевший» (около сорока авторов, и вместо традиционных 170 страниц — почти 400!). Причина «потолстения»? К тем, кто постоянно помогал альманаху (президент корпорации «Енисей» Т. Алимбаев и Аграр­ный университет) наконец-то примкнули Министерство культуры Омской области и городской Департамент культуры.

А эпиграф юбилейного писательского Ве­чера прекрасен был и точен. Строчки Булата Окуджавы, которые — на все времена:

«Каждый пишет, как он слышит,

каждый слышит, как он дышит,

как он дышит, так и пишет,

не старясь угодить…

Так природа захотела,

почему — не наше дело,

для чего — не нам судить…»

«Для чего — не нам судить» — это верно. Но не всегда точно, когда речь идёт о литера­турных конкурсах. На них — «судят». А вернее оценивают. Так же, как это делало жюри во
главе с литературоведом и критиком Вадимом Физиковым на конкурсе «Омские мотивы». Но обо всё по порядку. Идея-замысел директо­ра Департамента культуры городской адми­нистрации Виктора Демченко и его заместите­ля Марии Лобовой (и им — очередное «браво»
сегодняшнего материала) просто великолеп­на: ежегодно проводить конкурс поэтических произведений профессиональных авторов. И очень точно сформулированы цели и задачи конкурса:  «поддержка  профессиональных авторов, пишущих о городе Омске; позицио­нирование города Омска как крупного мега­полиса, центра высокой культуры; воспитание
патриотических чувств у омичей».

Более тридцати рукописей поступило на конкурс. «География» конкурсантов — от Петропавловска до Петербурга (но, конечно же, основная поэтическая «масса» — омичи). И в преддверии Дня города в Органном зале состоялся праздничный Вечер-церемония награждения победителей. Вот они — «пер­вые ласточки», первые лауреаты недавно рождённого в Омске уникального конкурса поэтов-профессионалов «Омские мотивы», призванного продолжить поэтическую ле­топись нашего города: 1-е место — Вероника Шелленберг, 2-е место — Иван Денисенко (Санкт-Петербург) и Ирина Дементьева, 3-е место — Ольга Григорьева (Казахстан), Светлана Курач и Николай Трегубов.

Уже известно, что лучшие конкурсные стихотворения конкурса будут опублико­ваны в различных изданиях. Но «Макси­мум», в котором всё всегда по максиму­му, — резонно решил стать первым в этом «вопросе», и сегодня для вас, под финал материала — два конкурсных победных стихотворения. Тем паче что первое из них «аукается» с заголовком материала…

 

 

Сергей Денисенко

Журнал «Максимум», №6 (74) / сентябрь-октябрь 2008 г.