Я б в артисты пошел. Пусть меня научат!  

 

Вот уже 15 лет в Омске живет и дышит такой уникальный организм, как Лицейский театр. Театр уникальный, театр особенный, практический единственный в городе, который может похвастаться не только тем, что на его сцене играют почти профессиональные маленькие актеры. Лицейский уникален потому, что сам растит свои кадры в театральном клубе при театре. С двумя «работниками этой теплицы» актерами Евгением Точиловым и Игорем Горчаковым мы поговорили об особенностях театральной селекции.

Дать четкое определение клубу пока никто не может. Он и своеобразная Щука или Щепка, и инкубатор, и класс начального театрального образования. Придумал такую необычную формацию первый режиссер театра Вадим Решетников, он хотел собрать определенный круг околотеатральных людей, которые не занимаются театром профессионально, но театр им интересен. За эти 15 лет в клубе уже сменилось несколько руководителей. Мы поговорили с двумя из них, нынешним и одним из предыдущих.

Безусловно, что образовательные стратегии зависят, прежде всего, от самого преподавателя.

– Когда я начал работать в клубе, я был еще совсем молодым, мне было всего 23-24 года, я сам не так много играл на сцене и в клуб приходили, в принципе, мои ровесники, рассказывает Евгений. – Тогда я предложил им следующую форму общения: я не преподаватель, а тот, кто вместе с ними учится существовать на сцене. Насколько я знаю, у других были свои модели преподавания. Конечно, определенной системы в обучении нет. Здесь совокупность всего: и нашего опыта, и того, о чем нам говорит режиссер, и информация из книг. Но бывает, что рассказываешь что-то, а на сцене на следующий день ты открываешь это для себя с другой стороны, и тут же делишься с ребятами. Получается, что клуб – это бесконечная лаборатория.

– Я для своих учеников царь и бог Игорь Павлович, – смеется Игорь. – Но на самом деле не могу сказать, кто я им. Но у меня точно очень жесткая дисциплина, потому что если человек не ходит, он мне не нужен. Зачем я буду тратить время на него?

С чего начинается занятия в клубе? Сначала, конечно, никаких сложных этюдов быть не может. Первые несколько уроков направлены на то, чтобы ребята немного сблизились. Потом упражнения на публичное одиночество, когда человек учится абстрагироваться от толпы, затем занятия по пластике, артикуляционная гимнастика, и после всего основная работа, направленная на раскрепощение и освобождение от зажимов.

Но дело в том, что театр заинтересован не только в том, чтобы в клубе было околотеатральное общество, с которым можно было бы что-то обсуждать и делать. Есть у театра и «меркантильные» планы. Частенько на эти занятия заходит режиссер, которой может заметить яркого человека и пригласить его на прослушивание.

– Правда наши артисты растут, соответственно, опыт увеличивается, и молодым все труднее вливаться в труппу, – предупреждает Евгений . – Поэтому сейчас мы выбираем человека либо на конкретную роль, либо ориентируемся на очень подвижную психику, которая позволит быстро включиться в спектакль. С первых клубов на сцену попадало максимум народу, по 6-7 человек. А остальные клубы – это один-два человека. Правда, ребят не из клуба в Лицейском практически нет. Только редкие уникумы, такие как Арсений Попов, (он сейчас играет в театре «Человек») попадают на сцену Лицейского.

Есть ли при этом у кого-то особые шансы?

– Конечно, ничто человеческое нам не чуждо – улыбается Евгений. – Есть люди, которые работают с большим удовольствием, и на них ты затрачиваешь больше времени и больше энергии. Правда, увидеть настоящего актера не всегда можно в первое же занятие. Бывает, пришел человек, и от него будто какое-то излучение идет. Но бывает и так, что по фактуре ученик хорош, но закрыт. Тогда ты смотришь на него через какое-то время, и если ты видишь, что он раскрылся и расслабился, то только тогда ты можешь понять: актер это или нет.

– Но я не сказал бы, что это любимчики, просто более талантливые люди, – уточняет Игорь. – Вообще мои ученики не хотят уходить из клуба. Когда-то каждый год оставалось 2-3 человека, а потом приходилось делать новый добор. У меня сейчас остается по 15 человек и мне приходится делать какой-то отбор, чтобы набрать новых людей.

Что ждет «клубней» в финале обучения? Показ, потом худсовет и совещание о том, кто идет дальше и попадает в актерский класс (следующая ступенька после клуба), кого-то сразу пробуют в спектакли.

– Я в финале теперь устраиваю номинацию «Золотой клубень», победителей выбирают сами ребята. Я кстати и приз придумал: заказываю бутафорам каждый год картошку из папье-маше, выкрашенную в золотой цвет.

 

Как попасть в клуб?

Набор в клуб идет с середины августа до октября. Принимают молодежь от 16 до 20 лет. Возможно, к Новому году будет добор, эта информация появится в газетах и на сайте театра. Но мальчики, по словам руководителей театра, требуются всегда. О занятиях можно узнать по телефону 24 46 48. На прослушивание желательно выучить басню, стих, спеть или сплясать. Чем больше способностей, тем лучше.

 

Что увидят зрители в новом сезоне?

На этот вопрос нам ответил главный режиссер театра Сергей Тимофеев:

– Сейчас мы ставим сказку в современном прочтении «По щучьему веленью». Режиссер Руслан Шапорин готовит пластический спектакль. То, что я уже видел, мне очень интересно. Это более высокая танцевальная культура. Такого спектакля у нас не было, и я жду его с удовольствием.

Режиссеры театра Евгений Бабаш и Наталья Виташевская ставят спектакль «Людвиг 14». Я давно мечтал, чтобы эта сказка появилась в нашем театре. Уже снят первый пласт этюдов, режиссеры сейчас очень вдохновлены, и я надеюсь, что этот восторг передастся и зрителям.

А вообще у нас маленький театр и большой репертуар. Для того чтобы поставить новый спектакль, нужно либо новые складские помещения для хранения декораций, либо списывать старые спектакли. Но даже те спектакли, которые вызывают у меня сомнение, пользуются большим зрительским интересом. Поэтому сейчас мы ищем спектакли с минимумом декораций. Грубо говоря, такие, где нужен коврик и стул. Поэтому говорить об остальных премьерах я бы стал с осторожностью. Но есть в планах, например, «Укрощение строптивой» Шекспира.

 

Кстати

Сегодня в 19:00 в Лицейском открытие 16 театрального сезона. Зрители увидят спектакль «Альпийская баллада», премьера которого состоялась во Франции на Международном фестивале в июле этого года.

Людмила Родина

«Вечерний Омск-Неделя», 7 октября 2009 г.