Юбилейный ЧАТ завершён. Начинаем готовиться к новому

Традиционные два спектакля и церемония закрытия – вот что такое последний, шестой день ЧАТа. Все знают, что это завершающий день, и вроде бы подустали уже от зрелищ, и где-то в душе, может быть, уже хочется хлеба, но начинается спектакль, и ты заворожённо окунаешься в эту магию великого актёрского существования.

Одержимый любовью

Заключительный ЧАТовский день стал настоящим триумфом для актёра Тюменского большого драматического театра Дмитрия Куклева, предложившего зрителям разговор по душам. Слова из названия спектакля «Пара, но я» (16+) можно запросто сложить единым «Паранойя». Именно это состояние переживает герой на сцене. 22-летний Эрик одержим любовью.

Он совершенно случайно сталкивается с этим чувством, буквально вывалившись из окна собственного дома под ноги сидящей на скамейке у подъезда девушке с рыжеволосой копной и зелёными глазами. Юноша вмиг понимает, это она, та самая, которую ждал всю жизнь.

Пять лет дружбы пролетают как один день. Все встречи с мельчайшими подробностями он помнит наизусть. И в один прекрасный день вдруг понимает, что пропустил что-то очень важное. Все эти годы он её безумно любит, боготворит, складывает картину дальнейшей совместной жизни, только вот она не знает об этом. Он ни разу не признавался ей в своих чувствах.

Долгие раздумья, как и где лучше сделать предложение, какие слова подобрать — и ни капли сомнения, что что-то может пойти не так, не по его плану.

Но, как гласит народная мудрость, человек предполагает, а Бог располагает. Таков сюжет и этой истории. Возлюбленная сообщает Эрику, что она выходит замуж, что кто-то сделал ей предложение, и она не может прийти в себя от переполняемых ею эмоций.

Долго прийти в себя, встать на ноги, избавиться от боли разочарований, душевных ран не может и герой постановки. С ним страдает весь зал, самые сентиментальные зрительницы украдкой смахивают слезинки — то ли от сочувствия, то ли от жалости. А может быть актёру удалось добраться до глубины их сердец и разбудить личные переживания?

Лучше сделать и пожалеть, чем жалеть о несделанном

Эрик находит в себе силы не сдаться и продолжать жить. Казалось бы, всё, публика может выдохнуть, плохое позади — впереди шанс на светлое будущее, где молодой человек обязательно обретёт своё счастье и встретит другую любовь.

Но актёр (он же сценарист и режиссёр Дмитрий Куклев) приготовил ещё один драматический эпизод, из-за которого опять подкатывает комок к горлу. Спустя время юноша узнаёт, что его любимой Анны больше нет. Её нет не только для него, её нет вообще. Девушка умерла от рака…А он так и не успел рассказать ей свою историю любви.

Дебютное выступление Дмитрия Куклева в фестивале «ЧАТ» было настолько трогательным, искренним, пробирающим до мурашек, что не оставило равнодушным никого. Зал аплодировал стоя и долго. Похоже, что тюменцу удалось влюбить в свой персонаж или в себя омских зрителей.

Накануне спектакля Дмитрий в соцсетях делился сомнениями, зайдёт ли проект в широкие массы: «Это шанс заявить о своём проекте не только в Тюмени, но и в Омске. Мне интересно, примет или не примет омский зритель мой спектакль. Я готов к обоим вариантам, ведь это мои мысли, а нам всем нравится своё. Мне хочется поделиться своей историей с омичами и поделиться честно, но всё равно мне страшно.

Я смотрю другие спектакли и, знаете, ловлю ощущение «самозванца», оно ещё с института осталось, когда хвалят другой спектакль. Ты думаешь: ну там именитые режиссёры, там ребята работают, спектакль хороший. А я? Куда я со своей маленькой «Паранойей?».

Страхи и сомнения после такого триумфального выступления можно отбросить и браться за создание новых театральных шедевров. Ведь хороших спектаклей много не бывает.

Родина – она и есть Родина

Завершился последний фестивальный день блестящей работой Андрея Финягина из московской «Школы драматического искусства» со спектаклем «Иностранец» (16+) по раннему рассказу Леонида Андреева.

Фабула проста донельзя: молодой человек – студент по фамилии Чистяков – не ходит на лекции, ибо задался целью уехать в Германию. Там живёт его приятель, который пишет Чистякову послания, где живописует, как хороша заграничная жизнь. Чистяков бегает по урокам, ненавидя своих учеников, но только это даёт ему возможность скопить 400 рублей – именно такую цифру поставил перед собой Иностранец, как дразнят его однокашники, чтобы уехать в вожделенную заграницу.

Нездоровый образ жизни и неправильное питание дают свои плоды – молодой человек начинает болеть. А когда ему плохо, он не может готовиться к урокам, поэтому идёт к своим однокашникам – кутилам и забиякам. Там постоянно пьют, регулярно бьют друг другу морды и иногда поют. Иностранец уговаривает всех ехать с ним, ведь только там, в вожделенной загранице,  самая великая ценность – люди.

И совсем уже немного осталось до «заграницы», как вдруг история с сербом Райко переворачивает мировоззрение Чистякова. Серб поёт о доме, о Родине, и неудавшийся «понауехавший» понимает – вот оно, главное. Как можно бросить Родину?

«И понял он, что не может он жить без родины и не может быть счастлив, пока несчастна она, и в этом чувстве была могучая радость и могучая, стихийная, тысячеголосая скорбь», — пишет в своём рассказе Леонид Андреев. Написано это было больше ста лет назад. Кто же знал, что сегодня это станет вдруг вновь так актуально?

Укол в сердце

«Поставить этот спектакль было моей идеей, — рассказал актёр Андрей Финягин. – Я наткнулся на этот рассказ, прочёл, и меня что-то в сердце укололо. Стали читать дальше, но потом вернулся к нему и понял, что не могу пройти мимо этого произведения, мне надо с ним что-то сделать.

На тот момент я осознавал, что этот рассказ сложно воплотить на сцене каким-то приёмами литературного театра, здесь необходима пластика. Я предложил такую авантюрную работу моему приятелю  Льву Шелиспанскому – быть полноценным режиссёром и именно потому, что мне хотелось, чтобы этот материал был раскрыт ещё с помощью тела.

Это был очень интересный и очень сложный опыт. Было очень сложно высекать энергию – нет партнёра, минимальное количество средств, которые помогают. Момент перед выпуском был самым сложным. Когда пришёл зал, он задышал, этот спектакль, и начал свою жизнь, и с каждым годом он становится всё актуальней и актуальней, я такого даже предположить не мог».

Кстати, в июне «Иностранец» и ещё несколько спектаклей «Школы драматического искусства» вновь приедет в Омск в рамках «Больших гастролей», так что если не успели увидеть на ЧАТе, у вас ещё есть шанс.

 

Награды всем

Ну и под конец – о наградах. На церемонии закрытия фестиваля были вручены специальные дипломы от экспертного совета, а зрители и журналисты отметили спектакли, которые произвели на них особое впечатление. Напомним, фестиваль был неконкурсным, поэтому награды получили все.

Антон Зольников (Свердловский академический театр драмы) получил диплом за многогранное воплощение русского характера (моноспектакль «Человек на часах»).

Анастасия Дудоладова (Нижегородский театр «Вера») —  за поиск новых форм и доверительный диалог с детьми (моноспектакль «Картофельный суп»).

Алексей Горбунов (ЦСД/Театр «Центр современной драматургии Омск») — за умение оживлять бытовые вещи (моноспектакль «Ботинок, Маша и прочие вещи»).

Михаил Кудрин (Текст-Театр) —  за актёрско-драматургический дар в воплощении нового героя (моноспектакль «Курьер»).

Кристина Корзникова (Брянский областной театр драмы им. А. К. Толстого) — за актёрскую исповедальность и глубину проникновения в образ» (моноспектакль «Роман с собственной душой»).

Иван Мельников (Омский драматический Лицейский театр) — за молодую энергетику в воплощении старого мифа (моноспектакль «Дон Жуан»).

Надежда Белова (Центральный дом актера им. А. А. Яблочкиной) — за самоотверженную актёрскую передачу женского опыта (моноспектакль «Искусственное счастье»).

Елена Калаганова (Казанский ТЮЗ) — за актёрскую отвагу в сложнейшем жанре (моноспектакль «Счастливая Шарлотта»).

Марина Крюкова (Магнитогорский драматический театр) — за пронзительность актёрского существования в литературном театре (моноспектакль «С неба упали три яблока»).

Александр Сорокин (Театрально-творческий центр «Арт Усадьба») — за неукротимую творческую стихию и цельность в полиформатности существования (моноспектакль «Один в океане»).

Дмитрий Куклев (Тюменский Большой драматический театр) — за актёрские харизму и кураж (моноспектакль «Пара, но я»).

Андрей Финягин (Театр «Школа драматического искусства») — за любовь к русской классике и высокое актёрское мастерство (моноспектакль «Иностранец»).

 

Итак, пятый ЧАТ позади. Начинаем ждать шестой. Уверены, что ровно через год мы вновь встретим Честное Актёрское Творчество и насладимся им.

Приз зрительских симпатий получил спектакль «Пара, но я» Тюменского Большого драматического театра.

Специальный приз журналистского жюри получил спектакль Александра Сорокина «Один в океане».

Ирина Аксёнова, Ольга Коробова

«Аргументы и Факты» в Омске, №15 / 12 апреля 2023

https://omsk.aif.ru/culture/culture_theatre/yubileynyy_chat_zavershyon_nachinaem_gotovitsya_k_novomu