Шанель в Сибири, клоун-любовник и спектакль на китайском. Омск вышел из «ЧАТа»

Позади 6 насыщенных дней, Омск увидел 14 ярких проектов из 8 городов России. Завершён общероссийский фестиваль моноспектаклей от Лицейского театра. Делимся впечатлениями о спектаклях «ЧАТа-24».

Интимное театральное путешествие во вселенную моноспектаклей под названием VI Всероссийский фестиваль «ЧАТ» подошло к концу. На протяжении недели, с 1 по 6 апреля, омичи посмотрели 14 постановок на разных площадках города. Моноспектакли — жанр особенный. Если артист в какой-то момент карьеры осознаёт, что «созрел» стать великой частью маленькой вселенной, которую без остатка заполонит только собой — рождается магия. Вся палитра человеческих эмоций, краски, звуки, полутона, внутренние и внешние фэнтезийные миры, спецэффекты, фокусы, драма и комедия в одном флаконе, в то время как на сцене стоит лишь один человек. Когда во время действия на короткое мгновение возвращаешься в реальность, подобное осознание неожиданно вспыхивает в голове. Вдруг понимаешь — опять увлекся словами, образами, харизмой и ушёл куда-то глубоко-глубоко. И для этого не понадобились ни тяжеловесные дорогие декорации, ни массивная труппа. Так что моноспектакль во многом похож на чтение книги. Интимный процесс, минимум инструментов и собственное воображение, распаляющееся от пламени слова.

На трёх сценических площадках — в «Арлекине», Доме актёра и Лицейском театре — были показаны постановки из театров Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Сургута, Каменска-Уральского, Ульяновска и Челябинска. Наш корреспондент успела посмотреть четыре из них, а впечатлений осталось, будто бы видела все 14.

«Исповедь дурака» (16+)

Если ты скромный и хороший человек, в глубине души мечтающий о неведомых горизонтах и пылких чувствах, толчком к действию может стать, конечно, любовь. Это и происходит с героем моноспектакля «Исповедь дурака». В своём спектакле виртуозный артист Денис Моисеев демонстрирует увлекательную историю развития личности. Герой влюбляется в роковую женщину и, пытаясь впечатлить её, проходит путь от мойщика полов в баре до артиста, преступника, путешественника и, наконец, отца. За спектакль персонаж меняет несколько образов, завораживающие перевоплощения заставляют забывать, что на сцене только один артист. Интерактив с залом выводит общение с материалом на новый уровень. Действие несколько раз со сцены переносится в зал, так что ты никогда не ожидаешь, что произойдёт дальше. Во время постановки найдётся минутка посмеяться, поплакать, послушать джаз и «Реквием» Моцарта, да даже на чечётку посмотреть. И, кстати, весь этот аттракцион укладывается в полтора часа без антракта!

В Омск постановку режиссёра Кристины Ус привёз театр «Возможно» из Санкт-Петербурга. Денис Моисеев выступает не только в театре, ещё он работает клоуном и увлекается жанром буффонады, яркий след этого виден в «Исповеди». Ещё артист снимается в кино. Вы могли видеть его во многих популярных российских сериалах в эпизодических ролях: «Огонь», «Аврора», «Крутая перемена», «Два холма».

«Сама. Коко Шанель» (16+)

Абсолютный фаворит нашего корреспондента и один из самых популярных проектов, продемонстрированных омичам «ЧАТом». Красивая, завораживающая, дерзкая и даже немного отчаянная история жизни великого французского модельера Габриэль Шанель. За один час вы узнаёте, как простая девчонка, родившаяся в семье торговца и прачки, отданная в церковный приют, стала тем самым «детонатором», от которого разгорелась революция в мире моды и парфюмерии. И как она сумела стать одной из самых влиятельных персон XX века.

Автор инсценировки и исполнительница главной роли — обворожительная Дарья Дзюненко. Изучая историю моды и старые интервью Габриэль Шанель, артистка переняла повадки, манеру речи и даже темперамент иконы стиля, чтобы как можно ярче и документальнее воплотить на сцене легендарный образ. Нам сложно судить, насколько документально это вышло, но определённо очень эффектно и вдохновляюще. Артистке пришлось проделать огромную работу, чтобы спектакль родился.

— Смотрела видеоинтервью с Коко, архивные съёмки французских телеканалов, лекции историков моды, очень много статей перечитала. Не спала ночами, изучала. Горжусь, что проект в итоге родился. Я старалась копировать манеру речи, пластику, использовала в постановке прямые цитаты. Всё началось, когда я увлеклась историей моды, и оказалось, что в ней сокрыто так много интересных судеб. Тогда я предположила, что мы не так много знаем о создателях одежды. Они же не просто формируют какой-то визуальный образ, а в своём стиле передают ещё и какие-то настроения людей. Так случилось, что Габриэль Шанель прожила очень долгую жизнь, она застала все глобальные потрясения ХХ века, которые меняли людей не только внутренне, но и влияли на их внешний облик. Очень многое менялось в отношениях к женщинам, в их собственном самоощущении.

Сама Дарья призналась, что популярным ароматом «Шанель» не пользуется, поскольку эти духи сегодня являются скорее символом.

— Мне очень нравятся разные ароматы «Шанель». «Шанель № 5», конечно, знаковый аромат, но я по ощущению его воспринимаю, знаете, как аромат эпохи скорее. Аромат того времени, некоторые сегодня даже шутят, что «так пахнет бабушка». Но то, что он выпускается до сих пор — символ того, каким знаковым человеком была Шанель и как значимо её дело.

Спектакль Сургутского музыкально-драматического театра мог приехать не в Омск, а на другой фестиваль, но создатели постановки остановили выбор на нашем городе. Кстати, накануне спектакля в соцсетях фестиваля вышел шутливый ролик про то, как женщина-легенда добирается до Омска на поезде.

«Вечер женских историй» (12+)

Завершил фестиваль «Вечер женских историй» — особый формат спектакля «два в одном». Омичи увидели два коротких проекта, повествующих о непростых женских судьбах. Самый примечательный — 20-минутный спектакль «Ширли Валентайн», который был показан на китайском языке. Актриса китайского происхождения Ли Синьсюй, которая теперь живёт в Санкт-Петербурге, расширила свою студенческую инсценировку до мини-спектакля. Проникновенная история современной домохозяйки, жизнь которой переворачивает случайность. История получилась настолько простой и чувственной, что для её осмысления даже не понадобились субтитры.

А вот постановка «Бедная Катька» творческого объединения «Просто» — рефлексия на тему того, как современные школьники относятся к одному из самых программных школьных произведений, известной пьесе А. Островского «Гроза». 45-минутный спектакль объединил сочинения, мнения и видеоинтервью школьников, видеоматериалы об усадьбе, где жил Островский. Всё, чтобы показать, что великий русский драматург не забытая статуя на пыльной полке истории, а навечно живой и актуальный ум, создавший бессмертное произведение, которое перекликается с проблемами человека в любые времена.

Дарья Панурова

Сетевое издание «ОмскЗдесь», 7 апреля 2024
https://omskzdes.ru/culture/84639.html