Трагедия в стиле фолк

В ЛИЦЕЙСКОМ ТЕАТРЕ ПОСТАВИЛИ ШЕКСПИРА СО СКАНДИНАВСКИМ КОЛОРИТОМ

Режиссёр из Новосибирска Юрий Митякин перенёс действие шекспировского «Короля Лира» (16+) в древнюю Скандинавию. Ведь он убеждён, что многие произведения Шекспира, в том числе и одна из самых известных его трагедий, берут свои корни из скандинавских легенд.

Лир (Алексей Осипов) здесь – постаревший конунг, его дочери – настоящие валькирии, незаконнорождённый сын Глостера Эдмонд (Иван Пермяков) – хитроумный бог-обманщик Локи… Шекспировские персонажи прекрасно вписались в скандинавский эпос. Все они люди действия, без намёка на рефлексию. Кто-то действует оружием, кто-то хитростью. И ради своей цели они не остановятся ни перед чем. Дочери отрекутся от отца, брат предаст брата, прольётся много крови…

Здесь клянутся не Юпитером, а Одином, королевская корона сплетена из веток, костюмы стилизованы под скандинавские, а тела героев украшают татуировки …

С потолка свисают верёвки. Персонажи за них держатся, качаются на них, повисают на этих верёвках. Это ведь нити судеб человеческих, которые прядут норны, живущие у корней мирового ясеня Иггдрасиль…

Действие спектакля развивается в трёх уровнях – напоминая о том, что в скандинавской мифологии Иггдрасиль делит вселенную на три вертикальных уровня: подземный, средний и небесный. Средний мир Мидгард нестабилен – он постоянно меняется, по-разному строятся разнообразные конструкции-острова из деревянных табуретов. Эти табуреты превращаются то в королевский трон, то в плаху…

Фоном для действия становится музыка калачинской фолк-группы Nytt Land.

– Знакомство с ребятами из Nytt Land получилось довольно интересным. Я подбирал музыку для спектакля, на каком-то музыкальном ресурсе услышал ребят, мне очень понравилось, и я начал думать, как мне их найти. И тут мне пишет Анатолий с предложением о сотрудничестве. Я удивился, как оно так совпадает, – рассказал режиссёр.

Алексей Осипов в свои 29 лет блестяще исполнил сложную возрастную роль короля Лира. В начале он всевластный правитель в роскошных одеждах, в финале – гонимый и осмеянный старый безумец в лохмотьях. Алексей сумел блестяще передать, как тяжело старому воину без возможности действовать. Не это ли вкупе с предательством дочерей сводит Лира с ума?

Очень впечатляет Корделия (Евгения Суровая), в образе которой внутренняя сила сочетается с внутренним достоинством и благородством.

Королевский шут (Фариза Баткина) в этой постановке стал вёльвой. Вёльва – пророчица-колдунья, разбуженная богом Одином, чтобы поведать людям тайны прошлого и будущего. Скандинавская вёльва возвещает, что перед концом мира наступит «волчий век», «брат будет губить брата» (как же это совпадает с сюжетом пьесы…). Здешняя – пытается образумить Лира. Увы, безуспешно…

Шут-вёльва бьёт как в бубен в круглый щит. А когда звучит рог, поневоле задумываешься, не рог ли это Хеймдалля, предвестника конца мира? Ведь для героев именно этим всё и завершится…

Впрочем, главная проблема в пьесе очень современна – дети и родители не слышат друг друга. И это становится причиной всех трагических событий.

– Часто люди слушают, но не слышат. Смотрят, но не видят. Бывает, даже с любимыми людьми мы поступаем несправедливо, потому что не услышали человека, – рассказывал перед премьерой Юрий Митякин.

Елена Мачульская

«Четверг», 6 июля 2023