Театров много, Лицейский – один

Омские театры готовятся к началу нового театрального сезона. Для Лицейского он будет юбилейный. Муници­пальному Лицейскому театру исполняется 10 лет.

…Я помню, как все начина­лось, хотя прошло уже десяти­летие. Помню, как мои одно­кашники, восторженные, при­бегали с «театральных» занятий у Решетникова. Как наперебой хвастались уроками сценичес­кой речи и актерского мастер­ства. Помню и первые робкие постановки восьмого «теат­рального» класса к школьным праздникам… И совсем не по­мню, как школьный драмкружок превратился в драматический муниципальный Лицейский те­атр во главе с художественным руководителем, заслуженным артистом России Вадимом Ре­шетниковым.

В 1994 году Вадим Решет­ников был актером Омской дра­мы. Его идея создать молодеж­ный театр, в котором играли бы обычные школьники, на первый взгляд казалась фантастичес­кой, невероятной, тем более в то беспросветное постперест­роечное время. Аналогичных проектов тогда не существова­ло… Но Раисе Тимофеевне Сте­пановой, директору лицея № 66, предложение известного омс­кого актера организовать в школе «театральные» уроки по­казались интересными. Так в лицее был сформирован пер­вый «театральный» класс.

Начинающие актеры зани­мались в здании бывшего дет­сада, которое городское управ­ление культуры передало во владение лицея № 66. В этом же здании за соседней стеной на­чинающие бизнесмены торго­вали компьютерами…

На первое занятие к Решет­никову пришли четыре девочки, на второе — семь, а на третьем уроке было уже 12 человек. По­том Вадим Станиславович пе­рестал считать своих учеников.

Он просто рассказывал им об искусстве, о культуре, о ве­ликих классиках… И вскоре пе­дагог заметил, что его «актеры» стали меняться. Ребята полюби­ли литературу, они начали боль­ше читать. Благодаря театру школьникам открывался другой мир, мир «изнутри». Они учились видеть скрытые от посторонних и невнимательных глаз тонкости человеческой натуры, что подчас помогает понять даже мотивы негодяя…

Поначалу «лицеистам» было очень сложно. С первых дней те­атру приходилось вести альтер­нативное существование. Что это значит? Используя термины маркетинга, можно отметить, что для потребителя любой продукт бывает первого и второго сорта. В том числе такой «продукт», как театральный спектакль. Все 10 лет «лицеисты» активно боро­лись против ощущения «второ­сортности», которое театру на­вязывали.

Несмотря на все смутные времена, которые пережил твор­ческий коллектив, идея моло­дежного театра выжила и при­несла свои плоды. Лицейский занял свою нишу в театральной жизни города. У него есть свой зритель. У него есть свой репер­туар — 30 спектаклей в месяц. И свой зал на 75 мест.

А играть на такой небольшой сцене гораздо сложнее, чем на обычной. Здесь зритель ближе, потому «уровень правды» совсем другой. Грим на камерной сцене не спасет, скорее, им можно все испортить. Поэтому «лицеисты» сознательно не гримируются и играют порой без лишних слов, одними глазами.

Сегодня основная труппа те­атра — около полутора десятков человек. Это «профессиональ­ный» костяк Лицейского, кото­рый играет вечерние репертуары и проводит занятия с моло­дыми актерами. Молодые акте­ры — это средняя группа, две сту­дии, в которых занимаются стар­шеклассники из разных омских школ. Для ребят это обучение абсолютно бесплатное. Один-два раза в месяц они играют спектакли, правда, пока только для «своих».

Но и это не все. Еще при Ли­цейском есть клуб, объединяю­щий тех школьников и студентов, которые пока не определились в своем выборе. Это ребята, нахо­дящиеся, так сказать, в творчес­ком поиске. С ними занимаются актеры театра — помогают в по­становке голоса, отработке дик­ции, развитии пластики. Вот и получается, что в Лицейском сейчас всего около 120 актеров.

Художественный руководи­тель очень гордится своими вос­питанниками. Закончив школы, его «лицеисты» поступают в те­атральные училища Новосибир­ска, Санкт-Петербурга, Москвы. Именно уроки Решетникова по­могают им стать настоящими ак­терами.

Новый театральный сезон от­крывается здесь 15 сентября. Го­товятся премьеры: старшая группа под руководством заслу­женного артиста России Алек­сандра Гончарука репетирует пьесу «Шантеклер», средняя бу­дет ставить «Тома Сойера». А сам художественный руководи­тель пока вынашивает грандиоз­ную идею спектакля по мотивам произведений Аристофана. Ва­дим Решетников обещает, что будет интересно и злободневно.

Заботит, конечно, труппу и предстоящий юбилей театра, ко­торый будет отмечаться 14 ок­тября в Доме актера — для друзей и гостей готовится много прият­ных сюрпризов. Чем-то удивит еще театр, устремленный в буду­щее?

 

Евгения Карасёва

«Вечерний Омск — Неделя», осень 2004 г.