Стать братьями друг другу

Лицейский театр в год 75-летия Великой Победы готовит спектакль «Братья и сестры» по одноименному роману Федора Абрамова. Премьера должна была состояться накануне 9 Мая, но в постановочный процесс вмешалась эпидемия – и театр закрылся. Однако и в таких условиях работа над спектаклем не остановилась: актеры и режиссеры репетируют, автор инсценировки шлифует пьесу, а художник дорабатывает детали декораций.

Перед общей бедой

Спектакль «Братья и сестры», равно как и роман-первоисточник, не делит сражавшихся за победу на солдат и мирных жителей. Действие его происходит в глухом северном селе, где тяжкий труд по снабжению армии и тыла хлебом ложится на плечи женщин, детей и стариков.

— Они выдержали, накормили, дали возможность своим братьям, мужьям и сыновьям выстоять в этой страшной войне. Точно так же, как бойцы советской армии, отстояли этот мир от страшной чумы. История в спектакле, как и в романе, проходит через людей — вот что самое главное, — говорит режиссер-постановщик, художественный руководитель Лицейского театра Сергей ТИМОФЕЕВ. – Название романа, как и спектакля, особенное. Во фразе «Братья и сестры» присутствует библейское начало; и именно с этой фразой Сталин обратился к народу — если вы помните, он не говорил «товарищи», а начал свой призыв словами: «Братья и сестры!» Тем самым он сплотил всю страну в единый народ. То, чего нашему обществу так не хватало… Объединение людей в братьев и сестер на фоне войны и голода — это фантастическое ощущение от романа Абрамова, от инсценировки Валерия Мамонтова и от той работы, которую мы замыслили. И возможно, этим спектаклем мы попадаем в нужное время, поскольку сейчас, в нынешней обстановке, от нас тоже требуется это братство, единение всех перед общей бедой.

Прорваться сквозь экран

Осень и зима выдались у лицеистов напряженными: плотный график, плюс работа над непростым спектаклем в стремлении выпустить его вовремя, к майским праздникам. Уже успели «поставить на ноги» первый акт, когда в конце марта в Омске объявили особый режим самоизоляции. Репетиции пришлось перевести в виртуальную плоскость, а в условиях видеоконференции никаких этюдов не попробуешь, мизансцены не разведешь – за воротник партнера по сцене не схватить и в глаза не заглянуть.

— У нас возникла проблема отсутствия близкого контакта с артистами – а этот момент в театре очень важен. И Skype, и Zoom предполагают расстояние, и постоянно хочется пробить экран, пробраться сквозь него. От этого постоянного напряжения даже после полуторачасовой репетиции чувствуешь себя выжатым лимоном. Что уж говорить про те случаи, когда мы репетируем по четыре и по пять часов перед экраном, — продолжает Тимофеев. – Спектакль мы ставим вдвоем с режиссером нашего театра Всеволодом ГРИНЕВСКИМ. У него онлайн-контакт с артистами получается лучше — может быть, в силу молодости. Поэтому я потихоньку отдаю ему вожжи правления, а сам слежу за цепью сюжетных событий. Конечно, мизансцены через интернет не разведешь, но ведь не это главное. Главное – понять мотивы, поступки, характеры. У нас в театре практически нет крестьянских типажей – ну какая Коротаева крестьянка?  У артистов непривычная работа, нужно сделать большой шаг к образу, а самое главное – от своего менталитета. Поэтому сейчас у нас фактически получается затяжной «застольный период»: разговариваем по поводу персонажей, исследуем мотивы их поступков и слов. Пробиваемся к самой правде.

Тщательно и графично

Режиссер уверен: плюсы можно найти во всем, в том числе и в непривычном процессе онлайн-репетиций. Во время долгих разговоров режиссер и артисты анализируют текст, придумывают идеи, и порой любопытные решения сцен приводят к несвязанности в сюжете. Но хорошими находками ради сюжета жертвовать не хочется, и тогда Сергей Тимофеев выходит на следующий сеанс связи — уже с автором инсценировки Валерием МАМОНТОВЫМ. Вместе шлифуют текст литературной основы спектакля, вычищают сцены, соединяют все нити сюжета в единый событийный ряд. В условиях самоизоляции появилось время на тщательную проработку.

В работе над спектаклем «Братья и сестры» задействован весь театр: наряду с артистами основной труппы, роли в нем исполняют ребята и Первой, и Второй студий, а также дети семи лет из Младшей студии. Эскиз декораций создал Валерий Мамонтов, а сейчас над ними продолжает работу главный художник театра Марина ШИПОВА. Спектакль получается графичным, в черно-серо-белых тонах, без ярких красок, но обстановка сцены не должна создавать мрачный эффект, над ее живописным оформлением и работает главный художник.

Мастера цехов успели сделать часть декораций до закрытия театра, и смогут продолжить после окончания карантина. Называть конкретную дату премьеры в нынешних нестабильных условиях театр не берется. Однако главный режиссер выражает надежду на то, что это будет третье сентября – в день, который с апреля 2020 года указом президента внесен в списки Дней воинской славы и памятных дат России. День, который теперь значится как День окончания Второй мировой войны.

КСТАТИ

9 мая артисты Лицейского театра вместе с артистами муниципальных концертных коллективов и театра «Студия» им. Л. Ермолаевой» примут участие в проекте #ПоемДвором. По городу отправятся концертные бригады, напоминающие фронтовые. Машины с артистами побывают во дворах всех пяти административных округов Омска. Бригады исполнят стихи и песни специально для ветеранов, а чтобы увидеть этот концерт, не нужно будет выходить из дома – достаточно просто выглянуть в окно.

Татьяна ПОПОВА

«Вечерний Омск», 7 мая 2020

https://omskgazzeta.ru/rubrika/kultura/stat-bratjami-drug-drugu/