Приоткрыли дверь в мир театра

участники фестиваля «Преодоление»

Ежегодный фестиваль творчества детей с ограничен­ными возможностями «Преодоление», стартовавший 7 де­кабря, в этом году вышел на новый формат. Впервые для участников фестиваля и их руководителей были органи­зованы мастер-классы, круглые столы и экскурсии. Так, в Лицейском театре дети обучались актёрскому мастерству.

Думать сердцем

Лицейский театр не впервые участвует в «Преодолении». В про­шлом году артисты показывали участникам фестиваля спектакль «Летучий корабль», тепло приня­тый зрителями.

В этот раз работа оказалась сложнее. Может быть, именно поэтому за мастер-класс взялся сам художественный руководитель Лицейского театра Сергей ТИМОФЕЕВ.

—           Здесь как никогда должен быть такт, должно быть сердце, — улыбается режиссёр. — Под осо­бенных учеников нужно и саму про­грамму подстраивать, к ним нужен особый подход. Режиссёры и ар­тисты, ведущие мастер-класс, с особым вниманием следят в таких случаях за тем, какие упражнения можно дать, а с какими повреме­нить, чтобы ученик смог адаптиро­ваться, сумел раскрыться.

Смотреть в зеркало души

На фестивале нужно уметь бы­стро перестраивать программу за­нятия.

—         Никогда не знаешь, что за группа будет, — говорит Сергей Родионович. — Вот, к примеру, се­годня у нас занималась девочка, которая, к сожалению, совсем не может ходить. Конечно, ей не подошли бы многие подвижные упражнения. Но у неё такая мими­ка — видели бы вы её глаза! Поэто­му было необходимо иногда из­менять упражнения, постоянно чередовать их виды, чтобы каждый смог проявить себя, раскрыться именно по-своему — через глаза, мимику или движения.

Некоторые педагоги считают, что дети с ограниченными возмож­ностями более дисциплинирован­ны, что в этом плане с ними легче работать.

—  Дети, они и есть дети, — поде­лился худрук Лицейского театра. — Среди любых детей можно увидеть шумных и тихих, послушных и не очень, избалованных, скромных или замкнутых. Не стоит, наверное, делить детей на категории, как по поведению, так и по физическим возможностям. Они смотрят на нас, своих учителей, и конечно, мы каждому хотим помочь развиться духовно. Знаете, у людей ведь в глазах — душа. И, наверное, у се­годняшних наших гостей она осо­бенно видна, они воспринимают всё острее. Например, у Насти, той девочки, о которой я уже говорил, замечательные глаза. Глядя на то, как она выполняла упражнения, мы не могли не радоваться за неё и за себя. Это ответственность, но это и счастье — успеть дать им не­что важное для них, ценное, пусть даже и в столь короткий срок.

Успеть заинтересовать

Главное для педагогов — успеть за одно занятие дать детям некий толчок, познакомить их с театром, заинтересовать их. Ведь даль­ше они сами смогут, если захотят, узнать о театре больше: через Ин­тернет, литературу… Да и куда прий­ти, они уже будут знать. Возможно, часть этих детей снова посетит по­добные мастер-классы. Сергей Ти­мофеев сравнивает такое занятие с приоткрытой дверью, за которой прячется незнакомый мир.

—    Можно закрыть её, можно пройти мимо, а можно, если ста­нет интересно, и познакомиться с этим новым миром поближе, войти в него. Надеюсь, что они заглянут в эту дверь… Сейчас идёт работа над тем, чтобы по возможности сделать такие встречи чаще, хотя бы пару раз в месяц.

Татьяна Сорокина

«Вечерний Омск-Неделя», 15 декабря 2010 г.