Праздничный экспромт, или Как непросто быть Орфеем  

 

Лицейский театр отметил свое 20-летие. Гостей собирал не «дома». Что такое 50 человек (столько вмещает родной зал), по сравнению с тем количеством поклонников, которыми театр обзавелся за 20 лет? Предположим, те, кто хотел бы поздравить Лицейский с днем рождения, кто хоть раз бывал в нем, работал, дежурил, учился, рос, наслаждался и жил душой хоть секунду, — все они пришли бы к дверям этого маленького домика. Предположим, образовалась бы очередь. Наверное, ее длина была невероятной…

 

Мечту подарили и застраховали

Ушедшие в продажу билеты на юбилейный вечер в Концертном зале на тысячу мест закончились за несколько дней.

Пять лет назад свое 15-летие лицеисты отмечали в Доме актера. Уже тогда на сцене с трудом могли расположиться все ребята, и публике явно было тесно в зале. Маленький Лицейский на самом деле – огромный. 20-летие встретили в других масштабах. Как раз. Места хватило всем: от малышей лицейских студий до взрослых и давно состоявшихся «звезд».

Поздравить лицеистов с праздником пришли коллеги из других театров, меценаты и спонсоры, представители бизнеса и власти. Зрители. Много зрителей.

Свои поздравления коллективу прислали Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин и Министр культуры России Владимир Мединский. Мэр Омска Вячеслав Двораковский и председатель горсовета Галина Горст навестили лично, подарки принесли – полезные и нужные. Теперь, например, у труппы появится личный автобус. Собственное коллективное средство передвижения – давняя мечта Лицейского.

Партнеры театра тут же пообещали застраховать подарочный транспорт, а лицеисты в ответ на это заставили спонсоров сыграть экспромтом сюжет на тему «Трех мушкетеров».

Кстати, эксперименты – вообще характерная черта этого коллектива. Мало того, что в театре идет постоянная учеба, каждый спектакль афиши – это тоже эксперимент. Может, когда-нибудь придет время и в Лицейском появятся, к примеру, чеховские «Три сестры». Но пока труппе хочется работать с тем материалом, на основе которого можно рассказать историю своего поколения. И она должна быть похожа на истории, которые переживают в своей жизни люди, сидящие в зале. Услышать их и попытаться поставить вопросы, одинаково важные для актеров и зрителей – главная цель.

Вот и с праздничным вечером решили поэкспериментировать. Режиссер Евгений Бабаш придумал историю об Орфее, который так же, как именинник, молод и ищет свой театр. Нашел, слава богу! Как и все те ребята, что сегодня выходят на уютную камерную сцену Лицейского. Для многих из них она стала местом, определившим весь остальной путь. Сегодня они студенты ведущих театральных учебных заведений: Щепкинского и Щукинского училищ, ГИТИСа, СПГАТИ. Есть такие, кто работает в театре Романа Виктюка, в театре имени Вахтангова, в «Сатириконе» у Константина Райкина. Но свой первый профессиональный опыт они приобрели именно в омском Лицейском. Как говорит его художественный руководитель Сергей Тимофеев, это, наверное, единственный театр в России, который не пользуется приглашенными артистами. Он выращивает их для себя в своих собственных недрах, дает им все необходимое, отправляет в другие города и страны, и при этом всегда хватает молодежи для себя. И так уже 20 лет.

 

Что такое 20 лет?

Это чудесный возраст, когда ничего не боишься, ставишь серьезные задачи и добиваешься результатов. 20 лет — достаточное количество времени, чтобы понять, состоялся театр или нет, движется он вперед или стоит на месте. Лицейский движется, и еще как быстро. Обрастает поклонниками, новыми наставниками в ранге режиссеров, артистами. Актёры обрастают семьями. Репертуар — новыми постановками. Коллектив — новыми идеями. И что интересно, наверное, это единственный в Омске театр, который удивляет каждый раз – прежде всего качеством эмоций и ощущений, рождающихся в зрительном зале. Никогда не знаешь, каким испытанием для твоей души станет очередной спектакль. На то, чтобы расслабиться и «отсидеться», не поработав внутренне ни минуты, у зрителя нет шансов. Здесь учатся и растут. Актеры — профессионально и человечески, публика — нравственно и эстетически. Пожалуй, в этой извечной учебе, суть модели Лицейского театра, и заключается его уникальность, его волшебство.

— Человек ищет себя порой всю жизнь. И если Лицейский поможет в этом кому-то, то мы будем счастливы — именно для этого и существуем, — говорит Сергей Тимофеев.

Растут актеры, и зрители растут вместе с ними. Нельзя не заметить у крыльца театра перед спектаклем парад автомобилей. Еще лет 10 назад — ничего подобного. Сейчас все взрослые. И вместе с ними в этих стенах уже новое поколение талантов и поклонников. Прекрасно уживаются все вместе. Цепочка преемственности здесь как нигде крепка.

 

Дело не в размере

Мечтает художественный руководитель лицеистов пройти дорогой Щукинского, Щепкинского училищ, Школы-студии МХАТ, чтобы при театре было свое учебное заведение. Пусть выпускники не каждый год. Пусть один раз в несколько лет. Но это были бы свои артисты, воспитанные, сформировавшиеся здесь как личности, получившие профессиональное театральное образование, с которым они могут работать как в этом театре, так и в любом другом.

А пока официального образовательного права у театра нет, он реализует его неофициально.

— Все учатся, работают, в каждом уголке театра что-то кипит, много самостоятельного творчества, — рассказывает Сергей Тимофеев. — У нас негласный принцип: каждый актер — от малыша до взрослого — старается внести свой вклад в общее дело на благо театра. Эта система мне кажется дорогой и плодотворной. В свое время так было и в драме. Там проводился конкурс самостоятельных работ, в котором принимали участие и я, и Вадим Решетников, основавший этот театр, и Татьяна Ожигова, и Ножери Чонишвили, и Николай Чиндяйкин. Каждый месяц у одного из актеров выходила премьера. Все работали в удовольствие, и не было времени на посторонние вещи.

У лицеистов вообще «родовая связь» с драмой. Как в свое время из ТЮЗа вышли люди, положившие начало «Пятому театру», «Галерке», так от драмы в каком-то смысле «отпочковался» Лицейский. Вадим Решетников был актером драмы, с ним – Вера Канунникова, Валерий Алексеев, Валерия Прокоп, также принявшие участие в судьбе лицеистов. А потом пришли Владимир Майзингер, Руслан Шапорин, Владислав Пузырников. Артисты драмы получили в Лицейском пространство для реализации режиссерских замыслов, а актеры Лицейского – опытных, мудрых наставников, которые передавали им свое понимание сути актерской профессии.

Сегодня в Лицейском есть студии, где азы профессии постигают ребята от малышей до подростков, есть театральный клуб под руководством состоявшихся актеров, в котором также постигают азы творческого процесса. Тех, кто проявил себя, берут в спектакли вечернего репертуара на эпизодические роли, приглядывают за ними пару лет. И если есть движение, рост, перспективы, молодой артист попадает в основную труппу. Вот тут-то и встает вопрос законного диплома. Занимаясь в клубе, студии, а потом выходя на сцену вместе с состоявшимися артистами, он проходит серьезную школу мастерства — не в теории, а на практике, самой настоящей, актерской. По мнению Сергея Тимофеева, наличие при театре учебного заведения помогло бы обеспечить Лицейскому большую устойчивость, позволяло бы формировать труппу.

Актеры со стороны несколько раз просились в Лицейский. Практика показала: чужие не приживаются. Лицейский — театр-семья, и не все могут существовать в этой модели.

— У нас есть своя специфика. В Лицейский надо не просто влюбиться — его нужно крепко полюбить. А для этого пожить и понять, совпадают ли группы крови. Если совпадают — значит, все получится. Здесь работают люди, для которых этот театр очень много значит в жизни, и они не собираются менять его на большую сцену. Да, большие площадки мы тоже покоряем. Но ведь дело совсем не в размере, — улыбается Сергей Тимофеев.

 

Взрослеть и учиться

За последние несколько лет успехи Лицейского театра стали известны не только в Омске, но далеко за его пределами. Укрепились международные контакты, расширились фестивальные связи. Укоренилась в репертуаре современная пьеса, российская и зарубежная. Без современной пьесы невозможно существование театра: зритель хочет увидеть и узнать себя в героях, понять, что с ним будет. И театр говорит об этих вопросах со своим поколением, метко попадая в болевые точки. Хотя о классике тоже не забывают. Остроумный, ироничный спектакль «Шалый» по Мольеру был высоко оценен на фестивале-конкурсе «Лучшая театральная работа года». «Альпийская баллада» Василя Быкова, без сомнения, тоже классика, разговор о наших современниках. Немногим из нас суждено стать героями: погибнуть или выжить, но сохранить для человечества какие-то ценности. Этот сценический опыт стал новым попаданием в нерв зрителя, что показали и омские аншлаги, и успех спектакля у европейцев, которые, не понимая слов, чувствовали и принимали спектакль.

Выбирая материал, режиссеры в Лицейском всегда исходят и из «учебных» целей тоже. Артист должен расти, подняться после этой работы на ступень выше, чтобы в следующий раз перед ним можно было поставить еще более серьезные задачи.

С тех пор как Евгений Бабаш снова вернулся в театр, на сцене которого актерствовал много лет, в Лицейском стали набирать силу закадровые, вернее, закулисные творческие пробы. Актерам Первой студии, которых уже пятый год ведет Бабаш, всего по 13-18 лет. Они не боятся пробовать, ошибаться и шагать в неизвестность, когда совершенно ничего не понятно про результат. Вместе с режиссером они крутят и вертят театральное «вещество», собирают и разбирают его, как им вздумается. Фантазируют и сочиняют против всех законов Станиславского. Словом, ищут.

За четыре с половиной года два спектакля, начинавшиеся вот так, на голом поиске и на выкапывании своей темы, вошли в афишу Лицейского. Первый — история «Людвиг +Тутта» по сказке Я. Экхольма. Второй — музыкальная драма «T.S. Истории одного лета» по «Приключения Тома Сойера» М. Твена.

Еще одна постановка — «Путешествие Герды», микс из идей Юнга, размышлений о подростковом поиске себя и чуть-чуть «Снежной королевы» Андерсена, была представлена дважды в рамках закрытых показов. Участие в фестивале «Неделя экспериментального театра» в 2013 году принесло «Герде» Гран-при. Однако в официальную афишу Лицейского он не вошел, явившись в большей степени хорошим тренингом мастерства и для режиссера, и для актеров. Затем появилась новая фантазия, теперь уже для серьезной, вечерней афиши с актерами основной труппы. «Ощущение бороды» по пьесе Ксении Драгунской сложилось не сразу, это было видно на первых показах. Но сегодня, почти год спустя, это полноценный, любопытный, смешной и страшный спектакль, эдакий философский портрет нашей жизни. На минувшем фестивале «Неделя экспериментального театра» он получил Гран-при.

— Я хочу, чтобы человек вышел из зала внутренне встрепанный, разлохмаченный. Пусть не все ему приглянется в этой истории, пусть он даже будет не согласен. Главное — чтобы встрепенулся душой. Мне кажется, театр — про это, — говорил накануне премьеры Бабаш.

И эти слова отражают не только идею спектакля. Они — вообще про Лицейский.

Последняя работа Сергея Тимофеева «Ивонна, принцесса Бургундская» — очередное доказательство того. Во-первых, учебы для актеров здесь было хоть отбавляй. Польский авангардист Витольд Гомбрович — еще та школа. Во-вторых, «встрепать», «взлохматить» зрителя — как раз тот самый случай. Хорошо известно, что изначально работать с ребятами над Гомбровичем должна была полячка Анна Дзедич. Не сложилось. В результате Гомбрович в Лицейском получился, пожалуй, более русским, применимым на каждую конкретную душу без перевода культурных и ментальных кодов.

Череда экспериментов в Лицейском театре продолжается. Коллективу всего 20. Просто, думается, эта работа постепенно выходит на новый виток развития. Театр, который занимается молодежью и работает над тем, чтобы она оставалась и реализовывалась в этом городе, создавала семьи, укоренялась, по-прежнему участвует в формировании культурного лица города. Организовав на базе лицея № 66 театр, Вадим Решетников стал не просто основателем нового коллектива, его режиссером, педагогом, идеологом и вдохновителем. Он создал уникальную творческую «нацию», раз и навсегда закрепившуюся и живущую в городе Омске.

 

Валерия Калашникова

«Омск театральный», декабрь 2014 г.