Первый юбилей – он самый главный

Празднику лицеисты-лицедеи радовались искренне,
играли профессионально.

 

Единственный в своём роде, Омский драматический Лицейский театр отметил свой первый юбилей — 10 лет со дня основания.

Любимица лицеистов те­атральная кошка Лисистрата живёт в театре уже год. Кто принёс животное, никто не помнит. Правда, легенда гла­сит, что без вмешательства высших сил в данном случае не обошлось. В театре тогда ставили булгаковскую «Зойкину квартиру». Автора, жизнь и творчество которого всегда считали мистическими. Воспитанная на классических произведениях хвостатая те­атралка и в обычной жизни демонстрирует хорошие ма­неры. Лисистрата точно зна­ет — во время спектаклей вход на сцену для неё заказан. Даже кошке понятно — она живёт в особенном театре.

Здесь нет «народных» и «заслуженных». Здесь все мо­лоды и талантливы, по прин­ципу: бездарных детей не бывает. Сюда не приглашают для постановок знаменитых режиссеров. Создание спек­такля в Лицейском театре — процесс не только творчества, но и воспитания: чувств, эмо­ций, способности выразить словами и пластикой накипев­шее на душе. Когда пять лет назад наш земляк народный артист России Михаил Улья­нов посетил Лицейский театр, он не скрывал восторга. Идея омичей создать труппу, в ко­торой именно дети — главная действующая и творческая сила понравилась актеру чрез­вычайно.

Собственно, подобного театра в России больше нигде нет. Только в Омске решились на такой смелый эксперимент. Сначала на базе лицея №66 была создана театральная сту­дия для школьников и студен­тов. Свой первый сезон она открыла 30 декабря 1994 года на сцене Дома учителя спек­таклем «Белоснежка и семь гномов».

Уже через три года лицеи­сты со спектаклем «Беда от нежного сердца» становятся лауреатами Всероссийского фестиваля детских любитель­ских театров в Калуге «Ка­лужские театральные канику­лы» и получают восемь дип­ломов из девяти возможных. В этом же году город передал новоиспеченному театру ны­нешнее здание на Красном пути. Сегодня у самого моло­дого театра Омска солидный послужной список.

  • год. Комедия «Сон летнюю ночь» занимает (по опросу театральных критиков Омска) второе место среди самых ярких премьер сезона.
  • год. По итогам фестиваля «Лучшая театральная работа 2000 года» актёр Лицейского театра Игорь Мельников удостоен специального приза жюри «Надежда».
  • год. 16 января на сцене театра сыгран тысячный спектакль лицеистов. Таковым стала постановка «Давай с тобой поговорим». А спектакль «Татарин маленький» стал в декабре лауреатом Петербургского межрегионального фестиваля новых театров, новой режиссуры и драматургии «Рождественский парад». Диплома «За лучшую режиссерско-педагогическую работу» там был удостоен заслуженный артист России Вадим Решетников.

2004 год. В январе на V Всероссийском фестивале детских любительских театров «Волшебство сказки» в городе Сочи спектакль «Спящая красавица» стал лауреатом и был удостоен четырех дипломов форума.

А в марте актёр театра Вениамин Скосарев получает специальный приз жюри фестиваля «Лучшая театральная работа 2003 года» — «Путевка в профессию». Его наградили поездкой на престижный фестиваль «Балтийский Дом».

Ещё совсем недавно стать актёром Лицейского театра было проще некуда. Пришёл, записался — и с полным правом можешь причислять себя к актёрской братии. Сегодня всё по-другому. Чтобы попасть в труппу, необходимо выдержать конкурс. Некоторые будут возмущены: мол, выбраковывать детей непедагогично. Но если быть откровенным до конца, то нынешним детям приходится выдерживать подобные экзамены довольно часто. Попасть в хорошую школу и даже детский сад сейчас просто так не получится. А уж в единственный в своём роде детский театр и подавно. Зато, став лицеистом, ребёнок получает возможность, как по ступенькам, ведущим на Олимп, пройти вслед за своим педагогом. Для каждой возрастной группы он свой. Мастер становится для лицеистов настоящим гуру. С его помощью ребята не толь­ко познают секреты актёрс­кого мастерства, но и секре­ты жизни. Зато реализовав некоторым образом так рано свои творческие амбиции, ли­цеисты избирают театраль­ную стезю уже вполне осоз­нанно. Они избегнут тех ра­зочарований, которым под­вержены многие молодые люди, впервые столкнувшие­ся с миром кулис уже на всту­пительных экзаменах в актёр­ских вузах. Если все актеры Лицейского выйдут на его сце­ну — им не хватит места. Пло­щадка размером 5 на 6 метров слишком мала для двух сотен лицедеев. Это обстоятель­ство, вместе со сравнительно юным возрастом артистов — от 7 до 20 лет, совершенно не способно повлиять на смелые творческие притязания лице­истов. В афише театра спек­такли по произведениям Бло­ка, Шекспира, Булгакова, Ос­тровского.

В капустнике, посвящен­ном 10-летию театра, лицеи­стам удалось избежать заор­ганизованности и излишней отрепетированности, неред­ко присущих многим подоб­ным вечерам. Может, пото­му, что это первый юбилей, а быть может, в силу возрас­та организаторов. Режиссе­ры и ведущие вечера Вениа­мин Скосарев и Евгений Бабаш — оба в тёмных костю­мах и галстуках багровых оттенков— построили дей­ство в стиле телевизионного ток-шоу. В меру шутили и успешно скрывали неизбеж­ные в таких случаях наклад­ки. Атмосфера была празд­ничной и в то же время уют­но-домашней. Приехавший специально поздравить лице­истов мэр Омска Евгений Белов сменил официальный тон на шутливый.

— Букет потом, позже, сначала деньги, — улыбнулся мэр. — Этому замечательному театральному коллективу мы дарим 200 тысяч рублей на покупку новой световой аппа­ратуры.

В зале и за кулисами гром­кие аплодисменты. О свето­вом оборудовании в театре давно мечтали.

— Но это еще не все, — про­должил градоначальник, — уже в новом учебном году десять актеров драматического Ли­цейского театра смогут полу­чить высшее образование в Омском университете на фа­культете культуры и искусств.

Этот подарок не менее же­ланный. Вкусив успеха на сце­не Лицейского театра, многие ребята мечтают продолжить актерскую карьеру. Для чего уезжают поступать в Екате­ринбург, Москву, Питер. Те­перь лучшие из лицеистов смогут учиться актерскому ремеслу, не уезжая из родно­го города и без отрыва от лю­бимой работы, что тоже не­маловажно.

Вырастить профессио­нального актера — далеко не сверхзадача для педагогов и режиссеров Лицейского. «Главное — воспитать гармо­ничную личность», — утверж­дают взрослые.

Бывший актер театра, вы­сокий фактурный молодой человек, Тимофей Целоваль­ников стать профессиональ­ным актером не захотел. Сейчас работает менедже­ром в одном из омских сало­нов связи и обязательно приходит на каждую премье­ру Лицейского, став завзя­тым театралом.

—  Билеты покупаете?

—   Зачем?! Так прохожу. Слава богу, я здесь свой человек. С девятого класса играл, тогда еще только студия была.

—  Свою первую роль помните?

—   Конечно, разве такое забудешь? Я играл в поэтичес­ком спектакле по лирике Серебряного века. Стихи читал.

  • Умение читать стихи в жизни пригодилось?
  • Очень. Например, свою девушку я, по ее признанию, покорил как раз после того, как прочитал стихи Гумиле­ва. Она у меня филолог.
  • Жалеете, что пришлось уйти со сцены?

Сначала переживал, это ведь целый пласт жизни, если хотите. Потом привык, так уж сложилось.

—   Когда в зале сидите, завидуете ребятам-акте­рам?

—  Нет, чему завидовать-то? Я, наоборот, рад, что они играют, что интерес в жизни есть, это здорово.

Послеюбилейное утро в театре взрослом вряд ли можно назвать рабочим. Но лицеистам прошедший нака­нуне праздник не помешал в полном составе выйти на ре­петицию премьерного спек­такля «Цирк Шардам». Юби­лей юбилеем, а премьера важнее.