Памяти Мастера. В Лицейском театре Омска состоялась премьера по Булгакову

Каждому человеку (в это искренне хочется верить) на жизненном пути встречается свой Мастер. Одному он показал красоту звёздного неба, другому открыл поэзию, а третьему, быть может – секреты кулинарии или обработки камня.

Влюбиться в Булгакова

Для актёра Лицейского театра Алексея Осипова и его одногруппницы по музыкально-педагогическому колледжу Натальи Каплюченко таким Мастером была Лариса Яковлевна Меерсон. Она не просто учила будущих актёров, она передавала им свою любовь к Михаилу Булгакову, буквально заразив ею.

И потому, заканчивая после колледжа театральный институт им. Б. Щукина, для своих дипломных режиссёрских работ и Алексей, и Наталья выбрали произведения Булгакова. Оба поставили их для сцены и труппы Лицейского театра, но если у Алексея объёмная и густонаселённая «Кабала святош», то у Натальи один-единственный персонаж в спектакле – Сергей Леонтьевич Максудов.

Почему один? Да потому, что это моноспектакль, главную и единственную роль в котором исполняет Алексей Осипов. А сам постановку ребята посвятили памяти своего мастера Л. Я. Меерсон.

«АиФ в Омске» побывал на премьере и увидел, что получилось у Каплюченко и Осипова.

Сошедший с ума писатель

Как известно, «Театральный роман» не был закончен его автором, но при этом у него имелось второе название – «Записки покойника».  Кажется, что из этого следует вполне понятный вывод – Максудова уже нет на этом свете; возможно, поэтому для постановки в Лицейском её создатели решили обозначить жанр как «мистическая интрига с одним самоубийством».

«Максудов – человек творческий, пишущий, умный, знающий, которому очень важно понимать свою нужность. Творческие люди очень уязвимые, им важно чувствовать поддержку. А тут человек сошёл с ума из-за того, что его не понимают и не принимают», — считает Алексей Осипов.

Поначалу веришь жанру: вот он, несчастный Максудов, который готов через мгновение с помощью опасной бритвы лишить себя жизни. Но вдруг в это требующее полной сосредоточенности дело вмешивается… муха. Поначалу герой от неё отмахивается, затем пытается поймать и успешно делает это, накрывая насекомое стеклянной банкой. Однако заключённая в банку муха становится невольным собеседником неудавшегося писателя и драматурга, отвергнутого своими собратьями по перу.

А ведь когда выговоришься, уже не всегда и надо лишать себя жизни, не так ли? Так сделает это Сергей Леонтьевич Максудов или нет?

Финал спектакля не даёт на это точного ответа – вроде бы и нет, а, быть может, через пару минут, уже за пределами зрительского восприятия, он всё-таки решится на этот шаг? Так же, как и у Булгакова – роман не был окончен, поэтому однозначно точки над I расставить нельзя…

Подготовка к «ЧАТу»

 Так как новая постановка, которая уже вошла в репертуар «Лицейского», решена в форме моноспектакля, она будет участвовать в традиционном апрельском фестивале «ЧАТ». Каждый год Лицейский в качестве принимающей стороны этого театрального события позволяет себе такую «роскошь», как новый моноспектакль. Оценят ли Осипова-Максудова театральное сообщество и критики?

На взгляд журналиста «АиФ в Омске», спектакль получился именно фестивальным, не рассчитанным на массового зрителя, что называется, с улицы. Однако, по мнению Алексея Осипова, именно омская публика способна оценить постановку.

«Этот спектакль в Омске будет интересен, в другом городе – возможно, не очень. Связано это с тем, что у нас театральный город, у нас 10 театров, у нас замечательный зритель, я поездил по городам и понимаю, что омский зритель очень умный, интеллектуально подкованный», — считает исполнитель главной роли.

Если судить по раскупленным на ближайшие три показа «Театрального романа» билетам, Булгаков у омской публики в почёте. Думается, блестящая игра Алексея Осипова никого не разочарует и не оставит равнодушным.

Ольга Коробова

«Аргументы и Факты» в Омске, №7 / 14 февраля 2024

https://omsk.aif.ru/culture/culture_theatre/pamyati_mastera_v_liceyskom_teatre_omska_sostoitsya_premera_po_bulgakovu