Очень добрая и совсем не старая сказка

Сказка всегда ассоциируется с дет­ством — беззаботной порой мира и добра. Как это ни печально, сегодня бытует мнение, что на смену старым добрым сказочным героям прихо­дят «мультяшные», причем большей частью заграничные: американские, японские, китайские… Опроверг­нуть данную точку зрения взялась режиссер младшей группы Лицей­ского театра Зинаида Костикова. Она сочинила и поставила пьесу-сказку о Маленьком Муке и накануне премьеры поделилась с нашим из­данием «тайнами» своего нового творения.

Сейчас, в наше время, когда все дорого, пьесы на периферию вы­сылать бесплатно перестали. По­этому с текстами катастрофически плохо. Режиссеры всех театров любят, хотят, да и обязаны ставить спектакли для детей, но где взять пьесу — каждый ломает голову ин­дивидуально. Я не исключение. Хо­тела найти хорошую, веселую сказ­ку, где были бы характеры, мате­риал для работы… и не нашла. Од­нако вспомнила, что, когда была студенткой второго курса театраль­ного училища, новосибирский ТЮЗ пригласил меня участвовать в по­становке «Маленького Мука». Спек­такль тогда ставил Ямпольский, и его режиссура быта поистине пре­красной, шквал аплодисментов, гомерический хохот в зрительном зале, счастливые глаза юных зри­телей — все это навсегда запечат­лелось в моей памяти. И позже, в омском ТЮЗе, мне довелось играть в спектакле с точно таким же назва­нием. Это была, конечно, уже совсем другая постановка — с оркест­ром, музыкой, иным взглядом «а драматургический материал, но что характерно — отклик в душе зри­теля она находила прежний: вос­торг, радость и счастье. И я начала искать самых малень­ких артистов самого молодого омского театра. Тщетно. Нигде «Маленького Мука» нет. Ни в на­шем Лицейском, ни в архиве ТЮЗа. Из Москвы в ответ на запрос о пьесе прислали совершен­но не ту инсценировку, с другими героями, которых нет в сказке Гауфа, и что самое, обидное – злую. Я ее ставить тут же отказалась.

Но не такой человек Зинаида Кос­тикова, чтобы останавливаться перед трудностями. Она взяла произведения братьев Гауф и на материале их сказок написала свой сценарий. Вдобавок сочи­нила тексты песен, придумала тан­цы, а вместе с артистами выст­роила линии основных персона­жей.

Все рождено и обогрето мной. Сказка мне очень дорога. Дорога именно тем, что она веселая и до­брая, учит справедливости. Зло обязательно разоблачается, нака­зывается, оно не должно побеж­дать. Это именно те ценности, на которых выросли целые поколения, а впитывали они мудрость жизни из простых, на первый взгляд, ска­зок. «Маленький Мук» возвращает людям божьи истины, и очень важ­но, что зрителями этого спектакля будут еще не затронутые темной стороною мира дети.

Работа над постановкой шла и идет до сих пор очень серьезная. Несмотря на малый возраст ар­тистов (от семи лет), режиссер ни с кем не нянчится, со всеми обща­ется на равных.

Конечно, я многого требую от ре­бят, однако же и отдаю им немало. Не могу позволить, чтобы малень­кий ребеночек сидел и не был причастен к общему празднику. Пусть он вышел лишь в самом начале, вынес один цветочек, зато он де­лает общее дело, он участвует.

Итак, спектакль сделан. Добрый, радостный, такой, каким и должен быть спектакль, в основе которого лежит сказка. Стоит увидеть сча­стливые лица артистов, чтобы по­нять: волшебство и любовь нику­да не исчезли. Сказка живет. И премьера в Лицейском театре — прямое тому подтверждение.

 

«Времена года», 8-14 апреля 2002 г.