От Мадмуазель до Бибинур: как в Омске прошёл фестиваль моноспектаклей «ЧАТ»

Шесть дней, восемь городов, четырнадцать спектаклей. Такую чётную статистику показал шестой Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ», прошедший в Омске с 1 по 6 апреля.

С РАЗНЫМИ ФОРМУЛИРОВКАМИ

На фестиваль Лицейского театра в этом году свое честное актерское творчество привезли артисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Сургута, Каменск-Уральского, Челябинска, Саратова и Ульяновска. Восьмым городом стал Омск: к счастью поклонников Лицейского театра, в плотной афише проекта нашлось место для моноспектакля актера Алексея ОСИПОВА «Театральный роман» (16+) по произведению Булгакова (об этой яркой премьере сезона «Вечерка» рассказывала ранее).

«ЧАТ» – фестиваль неконкурсный, но на нем ежегодно работает экспертный совет. После показа члены совета дают профессиональный отзыв постановочной группе спектакля-участника, а в финале каждый театр получает особенный диплом: у одних эксперты отмечают дерзость замыслов, у других обращают внимание на мастерство исполнения, третьи трогают душевным подходом к раскрытию темы – формулировки каждый раз разные.

В этом году в экспертный совет вошли руководитель творческого проекта театров РФ Центрального дома актера им. А.А. Яблочкиной «Театральная провинция», заслуженный работник культуры Республики Южная Осетия Ирина МОСКАЛЕНКО (Москва), театровед, завлит Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Елена ПОПОВА (Уфа), а также писатель, журналист, театральный критик Сергей ДЕНИСЕНКО (Омск).

НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ

Спектаклем-открытием фестиваля стала автобиографическая работа известной актрисы Дины КОРЗУН «Как я пришла в сознание» (16+). В диалоге со зрителем артистка заново проживает свою жизнь, вспоминая и детство с матерью в Смоленске, в коммуналке рядом с кладбищем, и актерское общежитие, и 90-е со «Страной глухих» (18+), когда ее узнавали в каждой маршрутке и пришлось спасать сына от наркоманки, и жизнь в Лондоне, и волонтёрство в Непале.

– Абсолютно все истории сделаны на реальных событиях, – рассказала актриса «Вечернему Омску» после показа. – Сегодня я смотрю на свою жизнь с высоты опыта и переоцениваю смысл событий. Если я когда-то и переживала по любому поводу, то сейчас поняла, что нужно всегда спрашивать не за что, а для чего эти победы и испытания нужны. В этом мы растем. Все жизненные ситуации были посланы провидением для того, чтобы я стала лучше.

Еще один «байопик» блестяще сыграла актриса Сургутского музыкально-драматического театра Дарья ДЗЮНЕНКО. Спектакль «Сама. Коко Шанель» (16+) вызвал восторг у публики: точное попадание в образ Мадмуазель, драматургически выстроенная история неординарной женщины, помогавшей русскому балету в лице Дягилева и Стравинского, великолепные костюмы в стиле Мадмуазель – и за всем этим стоит огромная работа, проделанная актрисой и ее командой.

— Я смотрела интервью Габриэль Шанель, архивные съемки французских телеканалов, брала оттуда цитаты в пьесу, копировала мимику, пластику и манеру речи для своего образа. При написании текста смотрела документальные фильмы, изучала биографию Коко по книгам, читала лекции историков моды и просто статьи – составляя список источников специально для «ЧАТа», я сама удивилась, насколько большой труд предшествовал этой постановке, – поделилась автор пьесы и исполнительница моноспектакля Дарья Дзюненко. – Спектакль родился из того, что я увлеклась историей моды и обнаружила в ней много интересных судеб. Мы не так много знаем о создателях одежды, хотя они не просто создают визуальный образ – в своем стиле они передают и образ самой эпохи.

Следом после истории блистательной Коко зрителям показали единственную комедию в афише фестиваля – «Бибинур» (18+) Каменск-Уральского театра драмы «Драма номер три». И тем самым устроили на «ЧАТе» вечер контрастов. Харизматичная актриса Анна КОТОМИНА великолепно представила историю совершенно другой женщины – из другого социального слоя, с иным лексиконом, другими мечтами и устремлениями. Но тоже мечтающую. Пьесу «Бибинур» написал ученик Николая Коляды, уральский драматург Роман КОЗЫРЧИКОВ. И школу Коляды спектакль «Драмы номер три» хорошо иллюстрирует: сначала смех – а в финале (и по сути везде) печаль. Трагикомичная постановка «Бибинур» наряду со спектаклем «Друг мой» получила приз журналистского жюри «ЧАТа».

ДВА В ОДНОМ

В этом году особенностью фестиваля стали тематические вечера: организаторы объединяли несколько спектаклей, предоставляя зрителям возможность по одному билету посмотреть две постановки. Так, вечер 2 апреля стал «Лабораторией актуальной куклы», где Саратовский театр кукол «Теремок» представил постановки «Быть Пенелопой» (18+) и «Друг мой» (18+). А 5 апреля состоялся «Вечер современного искусства» с проектом-импровизацией артистки из Санкт-Петербурга Анжелины КАРЕЛИНОЙ «Давай на ты» (16+) и «Манифестом к русскому перфомансу» (16+) танцовщицы, перформера и хореографа Софьи ВАЛИУЛЛИНОЙ из Челябинска. Одетая в нелепое жабо и солнечные очки кислотных цветов артистка через танец и общение со зрителем открыла такие «секреты создания успешного перфоманса», которые могли бы вызвать возмущение у художников-концептуалистов.

— Этой работе чуть меньше года, и она много путешествует: Омск стал уже шестым городом, где я ее показала. И хочу сказать, что омский показ стал самым теплым, камерным и душевным. Зрители не пытались найти претензию к тому, что я делаю, а пытались понять и вникнуть в мой посыл о современном искусстве, — поделилась Софья.

Завершился фестиваль «Вечером женских историй». Творческое объединение «Просто» из Ульяновска представило спектакль-вербатим «Бедная Катька» (12+), созданный по размышлениям школьников над «Грозой» (16+) Островского. А следом женскую историю, которая не имеет национальности или возраста, на китайском языке и универсальном языке театра рассказала Синьсюй ЛИ – уроженка Харбина, студентка ВГИКа и актриса Санкт-Петербургского театра им. Андрея Миронова.

— Спектакль родился из задания по учебе: педагог нам сказал сделать работу, которая будет понятна на любом языке, – рассказала актриса. – Я долго искала материал, и когда прочитала пьесу «Ширли Валентайн», возникло ощущение, будто я увидела свою молодую маму. Героиней может быть и моя бабушка, и даже будущая я. Поэтому хотелось поставить «Ширли Валентайн» как социальный театр: это моя первая самостоятельная работа и самая любимая. В России живу уже три года и хочу здесь остаться. В нашей восточной эстетике женщине надо быть скромной, закрытой, если что-то делать, то медленно, тихо. Конечно, это тоже красиво, но когда я приехала в Россию и попала на свою первую репетицию, у меня возникло ощущение, что родилась вторая я. Мне нравится момент выплеска энергии на сцене и я знаю, что только на этой земле могу сделать все, что хочу.

«ЧАТ» продолжится, но уже не будет таким, как прежде. По словам художественного руководителя Лицейского театра Сергея ТИМОФЕЕВА, фестиваль добрался до определенного уровня, и теперь ему необходимы изменения. Речь не идет об отказе от моноспектаклей – зрители по-прежнему будут приходить на «ЧАТ» за честным актерским творчеством. Но добавятся новые форматы: возможно, лаборатории по исследованию актерского мастерства, в которых смогут участвовать омичи. Организаторам еще предстоит подумать над этой задачей.

– Моноспектакль и вообще театр – это изысканное лакомство, – говорит Тимофеев. – И к нему надо потихоньку приучать как можно больше людей.

 Татьяна Попова

Сайт газеты «Вечерний Омск-Неделя», 10 апреля 2024

https://omskgazzeta.ru/rubrika/kultura/ot-madmuazel-do-bibinur-kak-v-omske-proshel-festival-monospektaklej-chat/