Остров невеселья

Лицейский театр 15 июня представил премьеру по культовому литературному произведению Уильяма Голдинга. Притчу «Повелитель мух» рассказали зрителям ровесники героев романа – артисты Первой и Второй студий.

Остаться б в живых         

Философский роман Голдинга, исследующий природу зла, заключенную в самой натуре человека – это история одичания и моральной деградации группы мальчиков. Благовоспитанных англичан, церковных хористов, которые, попав на необитаемый остров, не смогли сплотиться и, совершив сначала непреднамеренное убийство, в конце устроили уже запланированную охоту на человека… Сюжет Голдинга повлиял на дальнейшую литературу, разбив в пух и прах представление о том, что дети – невинные ангелы, жертвы взрослого общества.

— Я искал такую историю, которая была бы понятна подросткам, попадала в них, которую они хотели бы рассказать, — поясняет Всеволод ГРИНЕВСКИЙ, автор инсценировки и постановщик спектакля, актёр театра Драмы и режиссёр Первой студии Лицейского театра. — В ответ на мои мысли ребята принесли «Повелителя мух», и мы начали работать. И нет ничего страшного в том, что материал сложный, – наоборот, детей надо приобщать к хорошей литературе. Они способны это осилить. Только через трудности можно познать себя.

Героями не становятся

Материал действительно оказался сложным – не столько для осмысления причин и мотивов поступков героев, сколько для перенесения на сцену. При этом с декорациями Гриневский, выступивший также художником спектакля, справился на «отлично». Деревянный помост, наклоненный в сторону зрителя, и металлические конструкции, ведущие на второй ярус сцены, решают сразу все локации романа: горные спуски необитаемого острова, пещеры, заводи, побережье океана. В целом же спектаклю еще предстоит совершенствоваться: режиссеру необходимо тщательно проработать ключевые сцены, поскольку переломные моменты сюжета теряются, смазываются, а потому не объясняют дальнейшую ситуацию на острове.

Что же касается воплощения характеров, то у артистов-студийцев было преимущество – возрастом они недалеко ушли от героев романа, а потому им должны быть близки их переживания. Актеры сумели обуздать волнение, которое чувствовалось в первых сценах спектакля, и вжиться в свои роли. У Никиты Ткача получился разумный и робкий Хрюша, Ральф в исполнении Михаила Кильгишева, пожалуй, эмоциональнее, чем в романе, но это вопрос личного восприятия. Как правило, самыми яркими и запоминающимися получаются отрицательные герои, вот и в спектакле Лицейского театра Николай Дунаевский создал Джека именно таким – громким, резким, морально задавливающим остальных, при этом напрочь лишенным каких бы то ни было привлекательных сторон души.

За полтора часа перед зрителем предстала ужасающе быстрая картина одичания человека.

 

Татьяна Попова

«Вечерний Омск-Неделя», 20 июня 2018 г.

http://omskgazzeta.ru/kultura/ostrov-neveselya