Омское рантре

Не имея возможности тре­петно окунуться в атмосфе­ру, скажем, парижского рантре (начала сезона), с не мень­шим волнением вот уже кото­рый год окунаюсь в рантре омское (благо, ехать далеко не надо, по причине моей посто­янной здешней прописки). И патриотически-провинци­ально верую, что оно — рантре наше — ничуть не хуже па­рижского.

Тональность сезону 1997/98 г. задал, безусловно, Омский академический театр дра­мы, достойно переживший «опто­вое» награждение «Золотыми мас­ками» за «Женщину в песках», рав­но как и последовавший вслед за этим столичный неправедный гнев. И так же достойно театр предложит на «Маску» будущего года свою недавнюю премьеру — драму Л.Н.Толстого «Живой труп», поставленную главным режиссе­ром Владимиром Петровым: спек­такль о Жизни и Смерти, с удиви­тельно многозначным, почти «кос­мическим» оформлением Марта Китаева, а точнее, — со ставшими участниками действия тремя ог­ромными фигурами-призраками, скользящими по сцене. Как будто Вера, Надежда и Любовь пытают­ся обрести приют на Земле нашей многогрешной…

Этим спектаклем Омский ака­демический и открыл свой но­вый сезон, проведя накануне большую пресс-конференцию. «Большую» — ибо планы не ма­ленькие. Уже полным ходом идет работа над «Волками и ов­цами» А.Н.Островского (репети­рует Аркадий Кац, гармонично окунувшийся в театральную ау­ру Омска более года назад пронзительной постановкой «Трех сестер»). Специально для Омской драмы написала пьесу Наталья Скороход; премьеру Петров обещает в конце года. А в перспективе все пойдет по на­растающей. Вплоть до гастро­лей в Японии с «Женщиной в пе­сках» и «Тремя сестрами». И вплоть до, увы, уже скорого про­щания со знаменитыми «Москов­скими кухнями» Юлия Кима, ко­торым аплодировали в Польше, Германии, Америке (традиция замечательная: прощание со спектаклем; так прощались не­давно с мольеровско-тростянецким «Лекарем поневоле»…).

На роль «главного события в культурной жизни города» в 1997-м вполне могло бы претен­довать официальное открытие здания Омского муниципального лицейского театра, которым вот уже третий год (со дня основа­ния) руководит заслуженный ар­тист России Вадим Решетников. Аналогов в России нет. С не­сколькими группами детей и подростков работают професси­ональные актеры и педагоги. Плановый выпуск спектаклей. Неизменный успех. Театр, став­ший для юных актеров — по са­мому большому счету! – «вторым домом». А может, даже и пер­вым. А уж теперь-то — и подавно: в уютнейшем двухэтажном особ­нячке, с великолепно оборудо­ванными сценой, зрительным залом и балкончиком, репетици­онными комнатами, гримерками… Открыли сезон — и сразу премьера. К успешным «Голому королю» Е.Шварца и «Беде от нежного сердца» В.Соллогуба, поставленным Решетниковым, примкнул яркий, азартный и озорной «Аленький цветочек» в режиссуре актера Театра дра­мы, заслуженного артиста Рос­сии Валерия Алексеева.

Страсти вокруг Омского сим­фонического оркестра, кажется, закончились (о страстях этих — с уже такими привычными требо­ваниями зарплат, забастовками, демонстрациями etc. – «Культу­ра» не раз обмолвилась). Пер­вый же концерт своего 31-го се­зона оркестр провел при абсо­лютном аншлаге в огромном Концертном зале. Художествен­ный руководитель Омского сим­фонического Евгений Шестаков был в ударе. И казалось, что все и всегда будет хорошо. И о стра­стях минувших опосредованно лишь напомнила исполненная с высочайшим подъемом скрябин­ская «Поэма экстаза».

С французским изяществом (рантре, как-никак!) прошел 1-й Омский фестиваль спектаклей для детей и молодежи, прове­денный в ознаменование 60-ле­тия Омского театра для детей и молодежи (Тюза). Несколько те­атров из разных городов в течение недели являли зрителям свои достижения. Своего рода разножанровый разгон перед четырехчасовым юбилейным вечером, в котором главным ли­цом был художественный руко­водитель театра (с 1987 года), заслуженный деятель искусств России Владимир Рубанов.

Юбилейность – неотъемлемая часть любого сезона. Так и в этот раз — двадцатилетие твор­ческой деятельности отметил великолепным концертом ом­ский композитор и пианист
Александр Болдырев, чьи песни и романсы звучали на творческом вечере в исполнении ведущих солистов Омска. Празднич­но и театрально справил 50-ле­тие (из которых 30 лет — в театре) художественный руководитель молодого театра драмы и комедии «Галерка», актер и режиссер Владимир Витько. «Галерке» — уже больше пяти лет. Основа репертуарной политики
— русская классика. «Ниша» в го­роде — своя, подвижническая и творческая. Так же, как и у го­родского театра «Студия Любови Ермолаевой», открывшего се­зон одним из лучших своих спек­таклей (который, судя по всему, увидят в ноябре и москвичи на
фестивале,      посвященном Ф.Г.Лорке) – «Дом Бернарды Альбы».

Незабываемый «аккорд» ом­ского рантре-97 — концерты па­мяти выдающегося педагога,
скрипача, профессора, выпускника Омского музыкального училища Ю.И.Янкелевича, организованные Международным бла­готворительным фондом имени Ю.Янкелевича и его воспитанником Владимиром Спивако­вым. Юные лауреаты междуна­родных и республиканских конкурсов, стипендиаты фонда («внуки Янкелевича») в очередной раз подтвердили, что за культуру будущего можно не опасаться. Такое вот светлое и доброе предчувствие. Как в ожидании первого снега. Кото­рый будет вот-вот… еще не­множко… Впрочем, что-то похожее я сегодня читал… Ну конеч­но! «Вещественное» приложение
к сезону — только что роскошно изданная в Омске книжка «Слышишь, Машутка, пишу для тебя…»: небольшая автобиографическая повесть и стихи замечательной актрисы Омского академического, заслуженной арти­стки России Елены Александ­ровны Аросевой (поговаривают, что в ноябре в Омске «Вечер сестер Аросевых» должен состо­яться. Ау, Театр сатиры! Вы уж отпустите Ольгу Александровну хотя бы на пару дней!).

 

С. Денисенко

«Культура», № 47 / 4 декабря 1997 г.