Омские импровизации: когда мозг актёру помеха?

Центр современной драматургии решил с шутками, но всерьез, взяться за тренировку своих коллег и побросал всех в штормящий океан импровизаций: мол, захочешь жить на сцене — выплывешь. Проект получил название Drama battle, одним махом завоевал любовь зрителей и интерес театральной общественности: артисты не попавших в импровизационную битву театров приходили с просьбой «возьмите нас в следующий сезон».

Свою долю волн ЦСД приготовил и (неожиданно!) для дирижеров и музыкантов: поток ситуаций, из которых придется выкручиваться, выплеснется завтра на опен-эйре JazzПарк. Жертвами выбраны команды Омского симфонического оркестра под предводительством Дмитрия Васильева, Духовой оркестр филармонии (на капитанском мостике — Олег Романов) и команды «Manhattan Jazz band», у руля которой стоит Валерий Перминов. Музыкальные и актерские импровизации дирижеров обещаны 7 июля в 15:00 в локации джаз-кафе «Loui`s» в парке «На Королева».

Впрочем, о впечатлениях от нового опыта мы спросим дирижеров завтра, а сегодня речь пойдет о прелестях и подводных камнях импровизации, о важности найти свою формулу и о мозге, который мешает артисту. В беседе участвовали «бойцы» финальной битвы первого сезона Drama battle: представители команды Лицейского театра Татьяна Притуляк, Иван Притуляк, Вячеслав Еремин и импровизаторы ТЮЗа Дмитрий Керн, Максим Пешин, Александр Галимов.

— Ну что, ребята, как ощущения от проекта ЦСД? Его идейный вдохновитель Ярослав Максименко признался мне, что в следующем сезоне формат шоу полностью поменяется. Конкурсы будут абсолютно новыми и уникальными, дабы не вызывать ассоциаций с тем, что делают другие. Будете биться по-серьезному, как футболисты сейчас — ЦСД собирается устроить настоящий чемпионат по импровизациям между всеми театрами Омска. Масштабные, в общем, планы.

Иван Притуляк: Ребята на самом деле сделали гигантскую вещь. Drama battle — это настоящее явление и для артистов, и для зрителей, потому что импровизационный театр сегодня — одно из пиковых направлений в европейском театре.

Максим Пешин: ЦСД придумал интересную, на мой взгляд, «завертю». Баттл — это почва для актерской игры, балагана и «несерьеза» в хорошем смысле слова. Когда ты работаешь над ролью в театре, ты должен влезать в определенные рамки, установленные другими: рамки пьесы, режиссерского рисунка, характера своего персонажа. А здесь все карты — у тебя. Есть только место действия и предлагаемые обстоятельства, а куда все это тебя уведет, зависит только от фантазии. Авантюра, в которую ввязались артисты из тех, кто побезумней. Воспринимаю это как отдых, но потеешь от этого отдыха так, что ужас! Мозги начинают «тараканов выгонять». Очень полезная штука.

— Да уж, мозги тут должны работать на полную катушку.

Максим Пешин: На самом деле они начинают мешать. Они же пытаются выстраивать сверхоправданную логику и сверхмотивированное поведение. Вот у Гоголя в комических текстах нет мотивировок: чихнула она у печной трубы — и выпал оттуда черт. И нам абсолютно неважно, как он туда попал. Drama battle — это все-таки шоу, рамки некоей правильности отсутствуют. Чем острее, чем дурнее (в хорошем смысле) артист ведет себя на сцене, тем ему выгоднее. В импровизационном шоу ты должен думать, как все сделанное воспринимается со стороны, в театре ты играешь роль «в самом себе», концентрируешься на мыслях и переживаниях своего персонажа. Но импровизация не так проста, как кажется. Иногда ты придумываешь такую неведомую чушь, что потом думаешь: «Зачем я это сделал, это же еще надо, черт возьми, повторить!»

— Иными словами, в шоу-импровизациях приходится «включать» многозадачность: артист сам себе режиссер, сценарист и исполнитель, и все это одновременно и моментально.

Дмитрий Керн: Импровизация — это вечный актерский тренинг. Хорошо, когда он сложный, но не нужно, Чтоб это было каторжно для тебя.

Александр Галимов: Нужно ловить кайф, схватывать настроение. Когда тебе самому весело, зрителю тоже будет весело. Импровизация хороша для актеров тем, что мы учимся очень быстро включаться, соображать и быстро реагировать — в нашей профессии это очень важно. В командных конкурсах мы учимся взаимодействовать с партнером. Где-то ты немножечко расслабляешься и отдаешь бразды правления партнеру, где-то он тебе — это хорошая тренировка.

Максим Пешин: А зритель в импровизациях может взглянуть на знакомого артиста по-другому. Одно дело — видеть на сцене в образе, в определенных амплуа, и другое дело — в неожиданных ситуациях, которые нужно разыграть прямо здесь и сейчас. Тут актер просто голый предстает.

— Когда голый выходишь навстречу толпе, нужно быть уверенным в том, что у тебя есть сила с ней справиться. Иногда эта сила не сразу видна, и проявляется только в битве с толпой. Думается мне, именно импровизационный баттл служит той лакмусовой бумажкой, что выявляет как сильные, так и слабые стороны артистов. Вы в себе их увидели?

Татьяна Притуляк: Мне кажется, у Лицейского театра очень сильная словесная импровизация, парни классно умеют обыгрывать слова. Поэтому было сложно в последнем конкурсе, где физическая импровизация, не все из нас в ней хороши. Ну, зато увидели слабые места, будем прокачивать.

Вячеслав Еремин: Мы поняли, что есть сильные стороны не только у команды, но у каждого из нас.

Иван Притуляк: О да, у Славки очень сильная пластическая выразительность, как раз физическая импровизация. Обаятельная эротическая энергия.

Вячеслав Еремин: Мне и задание попалось подходящее, изобразить человека с самым сексуальным голосом. Играл самого себя (смеется). У ребят из ТЮЗа мне понравилась командность. У них правда крутая ансамблевость! А вот у нас часто бывает наоборот, ведем себя, как лебедь, рак и щука. Каждый что-то играет талантливо, но все тянут в разные стороны.

Дмитрий Керн: Думаю, у команды нашего театра сильные стороны — это пластика, танцевальная импровизация.

Максим Пешин: Лучше меньше говорить и больше делать. Все равно физическое действие привлекательнее даже с точки зрения зрительского восприятия.

— Ну не знаю, спорное утверждение. Думаю, это все же от фактуры артиста зависит. Вспомните Щадукина [актёр Лицейского театра], которому досталось изобразить человека, считающего себя собакой. Юра просто прошел слева направо, сказал: «Я чую кошку, как хочется ее порвать. А ведь я программист» — и зритель лежит от смеха. Действия нет, но есть слова.

Иван Притуляк: Щадукин — это самородок, находка для каждого театра. Он сам по себе — отдельное амплуа. Есть герои-любовники, есть социальные герои, а есть Юра.

Вячеслав Еремин: Зрителю смешно от того, что просто он есть. Что это может говорить.

Иван Притуляк: Лапидарность — его сильная сторона.

— Использовать все свои врожденные и приобретенные способности — наверное, в этом путь к успеху?

Иван Притуляк: У меня не было никогда сомнений по поводу Лицейского театра, у нас великолепная школа. Преимущество в том, что мы не просто артисты, а артисты с дополнительным бэкграундом: у нас не только актерские образования за плечами, но и еще куча других знаний и опыта, у каждого разное.

Вячеслав Еремин: Это одновременно играет и положительную, и отрицательную роль.

— Как же это может помешать?

Вячеслав Еремин: Вот дают тебе задачу, а ты думаешь: ее можно решить вот так, эдак и еще по-другому — а что выбрать, не знаешь. И начинаешь путаться, бросаться из стороны в сторону. Иногда выходит смешно для зрителя, а иногда не очень.

— Ребята, в обсуждении своих сильных сторон вы про Таню забыли еще упомянуть. Поклонники артистки жаждут знать: в чем сила прекрасной одной пятой команды Лицейского?

Иван Притуляк: Сильная Танюхина сторона в том, что она довольно быстро включается в процесс и подхватывает. Она очень сконцентрированная.

Татьяна Притуляк: На самом деле мне было очень интересно поучаствовать в этом шоу, потому что я не считаю, что у меня тема импровизации прокачана. Я хочу еще научиться этому, а значит, нужно взять и бросить себя в ситуацию. Буду участвовать в следующем сезоне обязательно.

Александр Галимов: Мы тоже обязательно будем участвовать. В команде игроки могут меняться, но пока мы притерлись друг к другу и оттачиваем мастерство. Ищем идеальную формулу действия.

Удастся ли ТЮЗовцам вывести формулу успеха, узнаем уже совсем скоро: первая битва новго сезона Drama battle уже стоит в афише ЦСД, 27 августа в 19:00. И не забудьте поддержать любимый оркестр на JazzПарке: все-таки не каждый день увидишь дирижера в актерской импровизации.

Татьяна Попова

Омский портал «Культура», 6 июля 2018 г.

http://kultura55.ru/culturedetails/omskie-improvizacii-kogda-mozg-akteru-pomeha