Однажды в Мексике

В афише Лицейского театра появился спектакль «Канкун» с интригующим жанром — «всё включено». И дело здесь не только в том, что события постановки разворачиваются в отеле на модном курорте.

Канкун — популярное место отдыха в Мексике, куда съезжаются тысячи любителей золотистого песка и тёплого моря. Здесь решают провести отпуск две семейные пары — Реме и Висенте, Лаура и Пабло. Друзья ежегодно уже на протя­жении пятнадцати лет вместе проводят отпуск, а Канкун им особенно пришёлся по вкусу. От жары и алкоголя всё плывет перед глазами, у друзей постепенно развязываются языки, и начинает­ся время откровений. Пабло рассказывает, как они вместе с Лаурой сходили в клуб по обмену партнёрами. Затем слово берёт опьяневшая Реме и вдруг делает признание, по сравнению с которым клуб свингеров кажется ерундой. Ока­зывается, много лет назад, когда все четверо только познакомились, она спрятала ключи от машины отца Висенте. Поэтому отвозить Лау­ру домой пришлось Пабло, а Висенте остался с Реме. Если бы не эта хитрость, жизнь всех четверых сложилась бы иначе — Пабло остал­ся бы с Реме, а Висенте — с Лаурой. Начинается выяснение отношений, и душевные посиделки превращаются в разборки. На следующее утро Реме вдруг сталкивается в своём номере с Паб­ло, который ведёт себя как её муж. Самое стран­ное, что Лаура и Висенте ведут себя как супруги. Сначала Реме думает, что это розыгрыш, но по­том понимает, что уж больно хорошо и складно все играют свои роли. Что же тогда происходит?

Автор пьесы «Канкун» — современный испан­ский драматург Жорди Гальсеран. Омские зри­тели знакомы с его творчеством: в 2013 году в академическом театре драмы вышел спектакль «Метод Грёнхольма» по одноимённой пьесе Гальсерана. Интересно, что «Метод Грёнхольма» изначально должен был появиться на сцене Ли­цейского театра — эта идея принадлежала актёру и режиссёру Владиславу Пузырникову. Но в итоге пьесу поставил в театре драмы Георгий Цхвирава, а Пузырников сыграл в ней одну из главных ролей.

«Я всё равно хотел, чтобы в Лицейском театре был спек­такль по Гальсерану, поэтому предложил сделать постанов­ку по другой пьесе драматурга — «Канкун». Мы начали ра­боту ещё в 2015 году, и спустя два года спектакль, наконец, вышел», — рассказал Владислав Пузырников.

Между «Методом Грёнхольма» и «Канкуном» сложно не заметить общее. В обеих пьесах четыре центральных пер­сонажа. Действие разворачивается в замкнутом простран­стве — в «Методе» это офис крупной компании, в «Канкуне» — номер отеля.

Первые полчаса атмосфера спектакля «Канкун» доволь­но непринуждённая, шутливая, весёлая — всё это время в зрительном зале не смолкает смех. Но чем дальше, тем серьёзнее становится происходящее на сцене и тише ре­акция зрителей.

По сути, Гальсеран исследует в своей пьесе проблему, которая хоть раз в жизни занимала каждого человека: что было бы со мной, если бы в один из поворотных момен­тов своей жизни я поступил иначе — выбрал бы другую про­фессию, иное место жительства, создал бы семью с дру­гим человеком? На примере Лауры мы видим, как меняется судьба в зависимости от выбора того или иного варианта. Лаура увлекается музыкой и в одном случае выбирает свой любимый инструмент — эуфониум. Денег её работа прино­сит мало, зато Лауре нравится то, что она делает. В другом варианте она становится успешным преподавателем игры на фортепьяно. Доходы её несравнимо больше, но к это­му инструменту душа у Лауры не лежит. Можно предполо­жить, что из множества вариантов жизни, которые могли бы с нами произойти, нет ни одного совершенного — в каждом будут свои плюсы и минусы. Человеку всегда будет казать­ся, что где-то трава зеленее. Однако важно дорожить тем, что имеешь. Так, Реме, «потерявшая» своего мужа, которо­го она считала недотёпой, переосмысливает свои ценности. В конце концов, она осознает, как Висенте ей дорог.

Проявляется в пьесе и другая мысль: счастье зависит не только от обстоятельств, но и от личности самого человека. Висенте оказывается не очень доволен своей жизнью при любом раскладе. Будучи мужем Реме, он работает в фирме своего тестя, имеет детей, ведёт безбедную жизнь. Но его не покидает чувство, что за него всё решает его властная жена. А будь он женат на такой весёлой и лёгкой женщи­не, как Лаура, всё было бы иначе? Гальсеран показывает и такой вариант событий. Не имея протекции со стороны богатого тестя, Висенте приходится самому пробиваться в жизни. Но это получается у него не очень успешно — он работает полицейским и ненавидит то, чем занимается. Од­нако если бы его женой стала Лаура, то он был бы тоже не­доволен -даже эта добродушная женщина пытается им по­мыкать. Зато у Пабло всё иначе: он абсолютно комфортно чувствует себя и с Реме, и с Лаурой, ему нравится и одна, и другая работа.

Спектакль «Канкун» до самого конца держит интригу: не­понятно, то ли друзья разыгрывают Реме, прикинувшись чу­жими жёнами и мужьями, то ли в дело вмешалась магия. К слову, «Канкун» по одной из версий переводится как «маги­ческая змея», считается, что раньше на месте этого города проживало племя майя.

Режиссер Владислав Пузырников рассказал, что в пьесе персонажи старше, чем в его постановке. Это связано с тем, что в Лицейском театре нет возрастных актёров, по­этому персонажи истории «помолодели» лет на пятнад­цать. Однако это совершенно не смущает: у всех актёров получились яркие роли и цельные интересные образы, так что следить за персонажами — одно удовольствие. Все роли в «Канкуне» достались ведущим актерам Лицейского театра: роль Реме исполняет Наталья Виташевская, Ви­сенте — Иван Притуляк, Пабло — Евгений Точилов, в роли Лауры — Дарья Оклей.

Подводя итог, скажем, что в спектакле «Канкун» действительно «всё включено»: и развлечение, и моменты, наводящие на размышления, и пре­красная актёрская игра, и небанальный сюжет. А главное — интрига, ведь до самого конца так и не­понятно, что же случилось на этом странном мекси­канском курорте?

 

Катерина Корф

«Омск театральный», октябрь 2018 / №43 (65)