«Обнажённый» Чехов, или Послушайте!

В Лицейском театре пьесу «Вишнёвый сад» сыграли люди и магнитофоны.

 

На прошлой неделе в Лицейском театре состоялся эксклюзивный показ спектакля «Вишнёвый сад» по А. П. Чехову. Это очередное лабораторное исследование режиссёра Евгения БАБАША, который регулярно занимается поиском новых форм и направлений театрального искусства.

– Мы привычно называем Чехова создателем новой драматургии, – говорит Евгений Бабаш. – Но если это так, то для того, чтобы с ней работать, нужен новый подход. И надо бы подумать именно над этим, а не над «собственным режиссёрским видением» пьесы. Ведь бесконечные постановки Чехова в театрах, как мне кажется, по-прежнему не открывают того, как работает сама конструкция чеховского текста, а интерпретируют героев на уровне «хороший – плохой, прав – виноват». Мы тоже не претендуем на какое-то открытие. В лучшем случае нам удастся обнаружить перед зрителями тот факт, что, кроме содержания, в тексте работает что-то ещё. Он, кстати, прозвучит абсолютно без изменений.

Спектакль начинается с того, что двенадцать актёров выстраиваются перед закрытым занавесом и начинают монотонно произносить реплики. Чеховский текст очищен от всего, даже от интонационной и эмоциональной окраски. Он полностью обнажён, ему не мешают ни мизансцены, ни сценография. И когда погружаешься в суть сказанного, первое, что становится понятно, – герои не слышат друг друга. Каждый говорит о своём, о том, что его тревожит, что вызывает волнение и боль.

На реплике «Ваш вишнёвый сад продаётся» поднимается занавес. В тёмном зеве сцены – ряд стульев и зависший над ними белый воздушный шарик. Именно он, взорвавшись, создаёт тот самый знаменитый звук лопнувшей струны. Шарик сдувается и падает. Продолжая внимать тексту, который уже обретает и интонации, и какие-то личностные краски, вносимые актёрами, ты убеждаешься ещё в одном: текст стопроцентно современен. И не нужно изобретать велосипед, придумывая что-то для его актуализации. Разве мы сегодня страдаем не от тех же проблем? Разве и нас не окружает иногда мнимая интеллигенция, унылая жизнь, из которой хочется бежать, но впереди лабиринт без гарантии выхода, разве мы не стремимся реализоваться хоть в чём-нибудь и не чувствуем себя островитянами на пятачке собственных иллюзий?

Не потеряв ни в одном слове и сохранив при этом классическую разбивку на три действия с двумя антрактами, спектакль идёт один час сорок минут. Таков чистый «вес» пьесы. На самом деле в спектакле есть и сценография, и режиссура, просто главным становится Слово. Его не нужно интерпретировать так и сяк, его надо просто услышать. Можно даже закрыть глаза. И тогда старческий голос Фирса (Евгений Хохлов) совпадёт с его нарисованным в воображении образом. Можно представить и своего Лопахина, которому Алексей Осипов дарит колоритный «одесский» говор, и холодную, как Грета Гарбо, Раневскую со спрятанным внутри кусочком пламени (Наталья Виташевская).

«В спектакле участвуют звуковоспроизводящие человеческие и электронные устройства», – загадочная фраза, произнесённая постановщиком перед началом спектакля. И вот оно, восстание машин, или парад ретротехники – как хотите. Окончательно лишая нас визуального ряда, в третьем действии актёров заменяют кассетные деки: «панасоники», «шарпы», «дэу». Из их колонок доносятся голоса героев, сливаясь в какофонию звуков. Все говорят одновременно, и это снова создаёт ощущение всеобщей глухоты. Режиссёр выходит, чтобы что-то отрегулировать, подкрутить какие-то кнопки, настроить «актёрский» аппарат. А может быть, поймать некий сигнал? Потом Фирс один за другим отключит голоса, словно закроет двери старого дома, и наступит тишина. «Уехали, про меня забыли. Ничего, я здесь посижу…»

После показа зрителям было предложено решить: то, что они увидели, – это спектакль, который может входить в репертуар театра, или просто разовая экспериментальная постановка? За спектакль проголосовало подавляющее большинство. Но, думается, если мы увидим его ещё раз, он уже будет совсем другим. На то и специфика театра. На то и загадочный Чехов, пьесы которого иногда живут собственной жизнью.

 

Эльвира Кадырова

«Вечерний Омск-Неделя», №18 /  3 мая 2017 г.

http://omskgazzeta.ru/kultura/obnazhjonnyj-chekhov-ili-poslushajte