— Нормально, Евгений? — Отлично, Вениамин!..

Они — из Лицейского… (Звучит — как будто из 19-го века. Оно и по­нятно: октябрь, Лицей, Пушкин, «Друзья мои, прекрасен наш союз!..»). Они молоды и талантли­вы, хотя при этом уже — «абориге­ны»: актёры Омского драматичес­кого Лицейского театра, только что открывшего 9-й театральный сезон, Евгений БАБАШ и Вениамин СКОСАРЕВ начинают — соответ­ственно — свои «собственные» 6-й и 7-й сезоны.

И ещё они — из лидеров. Потому что есть «лица необщее выраже­нье». И чтобы понять это, достаточно просто увидеть любой из спектаклей вечернего репертуа­ра, в которых заняты Евгений и Ве­ниамин: «Комок» или «Скифы», «Молодые люди» или премьерный философско-ироничный во­девиль «Татарин маленький», «Дама-привидение» или «Давай с тобой поговорим»…

  • Поговорим, Женя-Веня?
  • Ну вот, и Вы туда же!.. И в театре постоянно: «Жень-Вень», «Вень-Жень»!.. Мы уже даже что-то новенькое предлагали, например, — «ВЖик»… Да и минусов тут хватает: как случается что-то, значит — «Жень-Вень — на ковёр!» Виноват, не вино­ват — сразу к нам. Причём «прилетает» ни за что — и сразу двоим.
  • Всё. Понял. Перехожу на «пер­соналии». Евгений, Вениамин, вы сегодня в театре по статусу (и по записям в трудовой книжке) — ар­тисты и педагоги-организаторы. Ваша главная театральная школа — Лицейский. А «первоначальные» дипломы?..

ВЕНИАМИН: Я по образованию — преподаватель изобразительно­го искусства.

ЕВГЕНИЙ: Я выпускник истори­ческого факультета Педагогическо­го университета.

 -И вот судьбой, жизнью, рабо­той стал – Театр…

В.: — Это действительно не про­сто работа…

   Е.: — Своеобразный синтез: тво­рить, «вкалывать» — и получать ог­ромное удовольствие от этого. Мы, в принципе, уже второй сезон здесь с утра и до вечера, в буквальном смысле.

—       Есть ли некий комплекс в отсутствие «корочки» о «специальном театральном образовании»?

В.: — Лет пять назад, когда мы впервые появились в Доме актёра как участники одного из вечеров, на нас всерьёз вообще не смотрели. «А что они здесь будут делать?», «А что это за Лицейский театр такой?» и дому подобное… Есть ли комплекс? Практика — основа познания. Я встречался со многими выпускни­ками театральных вузов разных городов, и могу сделать вывод: то, что получено нами от наших педа­гогов, это школа очень высокого пилотажа: наши учителя — замеча­тельные актёры, режиссёры и педа­гоги Вера Канунникова, Вадим Ре­шетников, Сергей Тимофеев, Вале­рий Алексеев…

Е.: — «Корочкой» в нос давно уже не тычут. Всем давно ясно (и вид­но!): то, что мы получаем здесь от наших педагогов, это самое насто­ящее театральное образование. Да и предметы, по сути, те же, что в те­атральных вузах.

—        Женя, тебе в декабре — 26 лет, Вениамину в ноябре — 25. И вот я сейчас, как в фильме «Город Зеро» мальчик говорит главному герою, скажу: «В этом городе пройдёт вся ваша жизнь…»

Е.: — Не продолжайте! Больной и провокационный вопрос. Вы как-то в болевую точку попали… Бытует стереотип, что вот, мол, Лицейский театр — детский, чего, мол, не ухо­дишь… На самом деле — и я, и Веня не раз получали приглашения из раз­ных омских театров… Но я совершен­но точно знаю: сегодня самое луч­шее, «удобное» место для меня как актёра, место для творчества — в Ли­цейском. Понимаю, что всё это — пока… И если мой творческий рост здесь вдруг прекратится, то я точно знаю: в Омске в театре я работать не буду. Но при этом и другое знаю (точ­нее, мечтаю): я должен — и хочу! — достичь высокого и хорошего уров­ня. Тем более, у меня есть замеча­тельный «живой пример»: мы по­чти земляки с Михаилом Александ­ровичем Ульяновым. Мне бы в иде­але хотелось такого же взлёта.

В: — «В этом городе пройдёт вся ваша жизнь»… Это, извините, та правда, которая не всегда полезна. Я немножко по-другому всё это вижу… Я боюсь слово «планы». Мало ли что я планирую! Да, я хочу продолжать свою судьбу только в театре. Сейчас у меня не так много сыгранных ро­лей, не так много опыта… Я хочу на­брать тот багаж, с которым буду ну­жен везде. Везде! И как только воз­никнет момент, что вот, мол, скоро мне уже 30 лет, как быть дальше, — вот тогда… Но пока этих мыслей нет. Идёт «набирание опыта».

        Лицейский стал «вторым домом»?

   Е: — Да. Дом — это место, к кото­рому у тебя особое отношение. Место, где нельзя… сорить, и в пря­мом, и в переносном смыслах. Дом — это место, где тебя всегда поймут, где тебя «обогреют». Я чувствую, что в Лицейском у меня есть ниша, которую я должен держать… И если перестану быть в форме, эта ниша у меня исчезнет…

В.: — Мне нравится, как сказал Женя: дом — это когда нельзя и стыдно сорить… Сергей Павло­вич, а почему фирменный вопрос не задаёте про домового?

— Задаю. Рассказывай.

В.: — Я видел домового, в дет­стве, в Оренбурге, когда гостил у бабушки. Ночью кто-то сел мне на ногу, я думал — это кошка, открыл глаза — и увидел нечто… непонятное. А бабушка мне рассказывала раньше про домового и говори­ла, что надо его спросить: «К худу или добру?» А я почему-то спро­сил: «К счастью или к горю?» И вдруг услышал в ответ: «К счас­тью!» И он тут же исчез…

— Можете «персонифициро­вать» домового в доме по име­ни Лицейский театр? Кто он – ваш художественный руководитель Решетников, или кто-то из педа­гогов, или, может быть, само Управление культуры?..

В: — Наверное, это обобщённый персонаж, «слепленный» из того, что каждый из нас приносит в этот дом.

Е: — И мне кажется, что если кто-то из нас уйдёт, или мы вдвоём, — «персона» домового станет не­много «ущербной». И это — к воп­росу о «нише»…

— В общем, как у поэта, помни­те? «Живите в доме — и не рухнет дом».

Е.: — Согласен.

В.: — Да, это так. Но ещё важнее КАК жить в этом доме. И именно ЖИТЬ, а не существовать…

Они — ЖИВУТ. Живут творчес­ки и азартно в Омском драмати­ческом Лицейском, в Театре-доме, не имеющем аналогов ни в России, ни в Европе, ни в мире. В том самом театре, о котором один из известных екатерин­бургских театроведов сказал так: «Самое ошеломляющее впечатление от Омска теат­рального — Лицейский театр. Го­род имеет все основания гор­диться этим уникальным теат­ром, город обязан беречь и со­хранять его!..»

Удачи вам, Евгений и Вениа­мин! Вам и театру вашему! Ну а если город вдруг «сядет вам на ногу» (как домовой сел на ногу Вене), — вы знаете, что надо ска­зать. И будет счастье!

Сергей Денисенко

«Ваш Домовой», 24-31 октября 2002 г.