Невеселая, но смешная жизнь советской интеллигенции

«И вот я счастлива. Теперь у меня несчастье», — подобных, казалось бы, абсурдных реплик полно в новом спектакле Драматического Лицейского театра «Игра воображения» по пьесе Эмиля Брагинского. Зрители смеются, а героям не до смеха: им и себя-то понять непросто, а уж друг друга — и подавно.

События пьесы происходят в 1979 году, и режиссёр Владислав Пузырников не стремится перенести действие спектакля в настоящее время. Разговоры под виниловые пластинки; поездки научных сотрудников в совхоз «на картошку»; дефицит (если в магазине «выбросили» меховые шапки, «надо брать» даже для бывшего мужа) и прочие детали советского времени не столько придают происходящему ностальгические нотки, сколько, добавляя абсурда, веселят, особенно молодого зрителя, а ведь для Лицейского театра это — целевая аудитория.

Каким бы ироничным ни был Брагинский, он всё же любит своих героев, да и режиссёр предпочёл работать хоть и в жанре комедии, но лирической, поэтому и зритель начинает сочувствовать героям.

Актёрам вполне удаётся тонкое существование на грани смешного и грустного, не впадая в гротеск. Вот Антошин (Евгений Точилов) и сбежавшая к молодому любовнику жена Рита (Наталья Виташевская) пытаются помолчать, чтобы не поссориться окончательно, но зритель видит: даже в тишине диалог между ними всё же идёт. Так и есть: «Когда молчал, ты говорил: «Ты меня предала», — уверена Рита. И поскольку муж для неё остаётся родным человеком, она, чтобы он «не кидался на что попало», подбирает себе замену — приятельницу Ларису. Вот такие исходные обстоятельства.

Пожалуй, однозначно смешон здесь лишь Лампасов, причина проблем семьи Антошиных, ведь к нему ушла от мужа Рита. Поэтому зрительского сочувствия ему не достаётся. Таков уж его удел, и актёр Евгений Трубкин, похоже, согласен с тем, что его герой должен быть наказан хотя бы зрительским смехом.

Драматург делает акцент на возрасте героев: Антошин «перешагнул за сорок», Рите сорок исполняется прямо по ходу действия, Лампасову тридцать четыре, Ларисе — чуть больше тридцати. В сущности, они — люди одного поколения, одного интеллигентского круга (работают кто — в НИИ, кто — в редакции, кто — на производстве), но способны ли понять друг друга? Попытки ответа на этот вопрос и становятся содержанием спектакля. Поиски ответа так или иначе меняют каждого.

И хотя у Риты появляется модная причёска «Ветерок», в голове у неё ветрености, похоже, поубавилось, когда она заметила, как преображается её невзрачная подружка. С каждой новой встречей с Антошиным Лариса, почти не меняясь внешне, становится всё привлекательнее: актрисе Наталье Мельниковой удаётся менять свою героиню каким-то внутренним светом.

В отличие от старших молодые герои — двадцатилетняя дочь Антошиных Женя (Евгения Суровая) и её друг Юрий (Маис Керимов) по наивности пока ещё уверены, что прекрасно разбираются в жизни. Женя называет случившееся с матерью «последним приступом молодости» и советует отцу быть повнимательнее к Ларисе. А молодой сотрудник НИИ Юра не только изучает способы «снимать раздражение физическим упражнением», но и сам практикует различные асаны, и Женю этому учит, и её отцу готов помочь освоить медитацию.

Правда, слов таких — асана, медитация — в 79-м году, видно, ещё не знали, но, похоже, уже осваивали способы достичь просветления через созерцание: Юра дарит Антошиным аквариум без рыбок, потому что в таком аквариуме каждый может увидеть любую рыбу и вообще всё, что захочет. Главное — включить игру воображения, и тогда жизнь станет такой, какой ты её представляешь.

Собственно, таким аквариумом становится и пространство жизни героев: и в квартире Антошиных, где, в основном, происходит действие, и в подвале дома Ларисы, где состоялось её свидание с Антошиным, стены собраны… из стеклянных блоков. Этим приёмом художник спектакля Алексей Осипов как бы переместил героев из бытового в фантазийное пространство. Что увидят в этом «аквариуме» зрители? Как они будут интерпретировать жизнь героев? Тут создатели спектакля предоставляют каждому зрителю полную свободу, ведь, как известно, «красота — в глазах смотрящего».

Елена Петрова

Портал «ВОмске», 13 марта 2024

https://vomske.ru/blogs/28935-neveselaya_no_smeshnaya_jizn_sovetskoy_intelligent/