Многократное «Браво», или пеЧАТные заметки про замеЧАТельный фестиваль «ЧАТ»

«С 1-го по 5-е апреля Лицейский драматический театр проводит I Омский городской фестиваль  моноспектаклей «ЧАТ». Эта аббревиатура расшифровывается так: Честное Актёрское Творчество. В фестивале примут участие артисты омских театров: Степан Дворянкин из Академического театра драмы, Надежда Костюк из ТЮЗа, актёры Лицейского театра Анастасия Максименко, Ольга Урлапова, Александр Боткин и Игорь Коротаев. Из Нижнего Новгорода приедет актриса Марина Замыслова, которая представит содружество актёров «К.А.Р.М.А.». А откроет фестиваль спектакль «Хомо Чудикус» Свердловского академического театра драмы в исполнении Антона Зольникова». 

(Из сообщений в прессе)

_________________________________

…И вот уже несколько месяцев прошло, – а этот фестиваль «не отпускает» меня по сей день. Ощущение, что прикоснулся к такой исповедальности актёрской и человеческой, что вот-вот – и тебе сейчас откроется Истина: кто ты? что ты? зачем ты?..

Конечно же, это надо было видеть. И замирать, и плакать, и смеяться от восторга. Восемь блистательных моноспектаклей, восемь фантастических актёрских (и режиссёрских!) работ. Коротко, но – по порядку.

О, как он задал планку – «гость фестиваля» Антон Зольников (ныне екатеринбуржец, но  всё-таки – исконно наш: и в «Галёрке» работал, и в «Пятом театре»)! Попутно скажу: новорождённый фестиваль – неконкурсный. Но Экспертный Совет, обсуждающий с актёрами и режиссёрами каждый спектакль, – под финал «ЧАТа» принял единодушное решение отметить специальными дипломами каждого из актёров (как бы обозначив главную «изюминку» в каждом). Диплом Зольникова – «За высокое актёрское мастерство». И оно действительно было высоким. И даже ещё выше. Антон (в сопровождении замечательного баяниста Дмитрия Буторина) играл шукшинских «чудиков» так, что было ощущение: на сцене – многоликая Россия, населённая «хомо чудикусами», у которых – душа болит. И ещё в моноспектакле этом – словно концентрация трёх ипостасей артиста: у 33-летнего Зольникова – три высших образования: актёр, филолог, режиссёр. Спектакль, ставший «мастер-классом» для тех, кто МОНОлогичен на сцене. Браво, Антон!

«За многогранное воплощение русского характера» – так сформулирован диплом для Надежды Костюк. И пусть спектакль иногда был похож в некоторой степени просто на пересказ новеллы Осеевой «Кочерыжка», – но КАК здорово это делала омская «тюзянка» Костюк! А тема – сложнейшая: война, деревня, трагедия… И молодая актриса – сумела! Она сумела Словом рисовать сюжет. Браво, Надя! Ну а то, что режиссёру Винокуровой не удалось в полной мере воссоздать атмосферу происходящего, – это только её «вина».

…Интрига была уже в само́м названии: «Маяк@». Даже не интрига, – ожидание чего-то невероятного (судьба Маяковского!). Всё было пронзительно и страстно в игре Александра Боткина. Ну а вопросы возникали только в связи с чрезмерным доверием актёра к режиссёру Захаркину, который «понапридумывал» столько метафорических излишеств, что их хватило бы на пять «Маяк@ов». Диплом Боткину – «За творческую самоотдачу и лирическую проникновенность». Браво, Саша!

…Признаю́сь, что только однажды у меня возникло «разногласие» по поводу формулировки в дипломе. С улыбкой думаю, что предложенный мною вариант для «лицеистки» Анастасии Максименко («За яркость драматического дарования») не прошёл только потому, что все остальные члены Экспертного Совета были женщины: театральные критики из Омска Валерия Калашникова, Любовь Колесникова, Екатерина Кулакова и театровед из Уфы, завлит Академического русского театра Республики Башкортостан Елена Попова… Сошлись на следующем: «За амбициозность и расширение творческого диапазона». Амбициозность, понятно, это в хорошем смысле. Но я сейчас – персонально: браво, Настя! Браво актрисе, у которой было мужество «примерить на себя» судьбу Зельды. Браво даже не только за психологическое, но и за как будто визуально проявленное подсознание Зельды, жены Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (даже порой страшновато было). Вперёд и выше, всегда МОНОлогичная актриса!

А следующий моноспектакль-откровение представил «драмовец» Степан Дворянкин. Если бы это увидел автор пьесы Гришковец, – он бы аплодировал (не сомневаюсь) стоя. Дорогого стоит доверительно-дружески-непринуждённая интонация актёра. Дорогого стоит его умение создать на сцене иное Время и иное Пространство. Дорогого стоит главное: каждый зритель стал СОпричастным рассказанной истории. Браво, Степан!.. Ну а диплом у артиста – «За творческий азарт и доверительный диалог со зрителем».

…Ломано-обрывистые звуки виолончели, сопровождающие современную «Царевну-лягушку», – как тревожные «обозначения» сломанной судьбы. То, что делает на сцене «лицеистка» Ольга Урлапова, – завораживает до боли. Уже второй великолепный творческий альянс режиссёра Сергея Тимофеева со своими актёрами (первый – с Анастасией Максименко). Простите за банальное, но именно после этого спектакля я понял, почему МОНОспектакли волнуют и будоражат намного сильнее, чем спектакли «традиционные»: они (речь идёт, конечно же, о высокопрофессиональных моноспектаклях) проникают в тебя «напрямую» – сразу в душу и сердце. И вообще на фестивале постоянно звучали во мне строчки Вознесенского: «Не трожь человека, деревце, // костра в нём не разводи. // И так в нём такое делается – // Боже, не приведи!»… Диплом у Урлаповой – «За актёрскую исповедальность и воплощение женского образа в современной драме».

…И вот иду я раз однажды по улице… Стоп! Эта «зощенковская» фраза, ставшая названием моноспектакля «лицеиста» Игоря Коротаева, – стала уже моей собственной (стоит лишь из дома выйти). Третий альянс Тимофеева! И снова – великолепный!.. Никогда ещё Коротаев (один!) не играл на протяжении часа так много ролей. И все – «в точку»: от маленьких детей до престарелого мужчины. Впервые задал себе простой вопрос: а что сложнее – ставить спектакль по монопьесе или по сценической композиции? Решил, что, наверное, – по композиции… Ну а про спектакль – повторю уже прозвучавшее: это надо было видеть! И, между прочим, вы это увидите: спектакль «Иду я раз однажды по улице…» – уже в репертуаре Лицейского! Браво, Игорь! Диплом – «За творческую неукротимость и актёрскую многоплановость».

…Финальный день. И – новое потрясение: Марина Замыслова из Нижнего Новгорода (у неё это был первый фестиваль в творческой судьбе). Её работа – через боль, через трагедию, через попытку взглянуть глазами маленькой девочки на смерть своего младшего брата, попытаться понять этот «окружающий тебя мир»… Название Содружества актёров «К.А.Р.М.А.», в котором работает Замыслова, органично вписалось в диплом: «За актёрское мастерство, ставшее кармой». Браво, Марина!

…Наверное, всё закономерно (это я о новорождённом фестивале, задуманном художественным руководителем Лицейского Сергеем Тимофеевым и поддержанным Департаментом культуры Администрации города Омска). Ровно 20 лет тому назад актёр Академического театра драмы Сергей Тимофеев, в принципе, уже «подготовил почву», рассказывая о «Театре Одного Актёра», который был рождён в стенах Омского Дома актёра. Цитирую дословно (благо, есть откуда): «Что делать молодому актёру, когда сил и энергии не меряно, жажда к работе огромна, а театр… А что театр? Он хоть и творческое, но всё-таки производство, конвейер из пяти-шести премьер в сезон. И классные артисты стоят за ролями в очередь… А одним из центров (или лучше – одним из генераторов «творческой среды») был Дом актёра. Костёр хорошо горит, если всё время подбрасывать свежих дров. Так и в жизни: даже если нет новых идей, бери проверенные жизнью, но для тебя не опробованные. И двигайся. Скорее всего, именно поэтому в конце 1979-го года решено было открыть в Доме актёра «Театр Одного Актёра»… Можно было вытворять всё что угодно, в том числе и то, что в репертуарном театре невозможно. А самое главное – это желание любого актёра проверить: чего же ты стоишь, оказавшись один на один с переполненным залом?.. «Театр Одного Актёра» уже давно растворился во Времени, но всё равно осталось удивительное ощущение молодости, праздника и счастья».

«Ощущение молодости, праздника и счастья» – это и про сегодняшний «ЧАТ». Браво, Сергей Родионович Тимофеев! И прежде всего – за глубокий и разноплановый режиссёрский «триптих» на фестивале!

…В начале лета, спустя пару месяцев после фестиваля, попросил театроведа из Башкирии Елену Попову написать для этих моих заметок небольшую, но «концептуальную информацию», связанную с «ЧАТом». Лена тут же откликнулась. И откликнулась совершенно замечательно:

– В Омске, славящемся своими культурными традициями, известными актёрскими именами и режиссёрскими успехами, есть удивительный, уникальный в своём роде 25-летний Драматический Лицейский театр. К своему маленькому (но большому!) юбилею коллектив сделал себе (а главное – городу, зрителям!) подарок – фестиваль моноспектаклей «ЧАТ». В этом названии, думается, отражена и основная концепция фестиваля, и, что называется, «зов Времени»: Честное Актёрское Творчество. И здесь невольно напрашивается параллель с легендарной фразой великого режиссёра Андрея Гончарова: телеграммА в зал. Восемь спектаклей, восемь взглядов глаза в глаза, когда не укрыться, не спрятаться за яркую режиссёрскую форму, за партнёров, за текст… Восемь посланий-телеграмм зрителям, каждое из которых было живым, вдохновенным, а потому – услышанным!

…Да, к вопросу об аббревиатуре «ЧАТ». Смею (учитывая последующие фестивали, которые будут ежегодными) предложить ещё три расшифровки: «Чистота Атмосферы Театральной», «Чудо Актёрского Таланта» и «Человек – Апологет Творчества».

…Ну и напоследок – ТЕЛЕГРАММА В ОМСК от Сергея Тимофеева:

– Для Лицейского театра это чрезвычайно важное, значимое событие, ведь мы впервые стали учредителями и организаторами городского фестиваля. Нам бы хотелось, чтобы эта культурная акция стала одной из «визитных карточек» Омска; чтобы артисты-участники с каждым разом всё увереннее чувствовали себя в самостоятельных работах; чтобы зрители полюбили жанр моноспектакля и с нетерпением ждали новых встреч с актёрами.

 

«Омск театральный», №44 (66) / октябрь 2019