Мистическое поручение

 

Этой весной Лицейский театр принимал гостей. Автор пьесы «Ощущение бороды» Ксения Драгунская приехала познакомиться с омским коллективом и посмотреть поставленный по её произведению спектакль, который не только стал заметным в афише театра, но уже успел завоевать фестивальные награды.

Ксения Драгунская — сценарист, писатель, автор множества пьес, идущих в театрах России, ближнего и дальнего зарубежья. Ее отец Виктор Драгунский — известный писатель, автор «Денискиных рассказов», ставших классикой советской литературы. Творческий дебют Ксении Драгунской состоялся в 1994 году на фестивале «Любимовка» с пьесой «Яблочный вор». Постановки по ее произведениям неизменно вызывают любовь и отклик зрителей. Сюжеты, язык, замечательный тонкий юмор, странные и чудаковатые персонажи — в этом уже давно «фирменный» творческий почерк автора.

Приезд драматурга в Омск администрация Лицейского театра до последнего держала в тайне от труппы. Во-первых, чтобы артисты не волновались. Во-вторых, чтобы сюрприз получился. После того как спектакль закончился, Ксения Драгунская пообщалась с лицеистами. Беседовали о спектакле, о театре, о режиссуре и драматургии. Просто так говорили, легко и непринужденно, тепло.

А за несколько часов до этого у нее состоялась встреча с журналистами. В год литературы с известным российским драматургом хотелось говорить о многом — о качестве современной литературы и театра, о том, что происходит с русским языком и о том, есть ли сегодня возможность у молодых талантливых драматургов заявить о себе.

— Сегодня пьесы совершенно разные по качеству. Бывают очень хорошие, которые никто не ставит, а бывают средненькие, с плохим языком, которые, наоборот, театры берут в работу. Это кому что нравится, все субъективно. В театре вообще много субъективного. И даже для самых хороших, актуальных пьес можно найти множество уважительных причин, чтобы их не ставить, — говорит Ксения Драгунская.

Драматургом сегодня может стать любой. Всякий, кто в состоянии написать по схеме: слева – кто говорит, справа – что говорит. Гораздо сложнее с теми, кто имеет к этому талант, особый, драматургический тип мышления, способность слышать, видеть и замечать. А изучить искусство письма по учебникам – одна из самых больших глупостей, которую только можно представить.

— Можно, будучи полным нулем как личность, сымитировать, что ты писатель. А быть личностью необходимо. Драматургом, писателем способен стать только неординарный человек, может, даже немного странный, необычный, не вписывающийся в общепринятую норму. Поэтому среди нашего брата так много чудаков, — рассуждает Драгунская.

Сегодня выйти на значимые для будущей популярности рубежи молодому автору намного легче, чем несколько лет назад. Если раньше семинары драматургов имели строгие правила и автор, выставивший свою пьесу на «Авторской сцене», который курирует Ксения Драгунская, уже не мог подаваться на «Любимовку», то сегодня все границы открыты, никакого лимитирования. Не признали на одном фестивале – можно попробовать другой. Чем больше людей увидит, тем больше шансов оказаться кем-то замеченным.

Современная драматургия принадлежит преимущественно малой сцене, на большую выходит очень редко. По мнению Ксении Драгунской, с одной стороны, это в одинаковой степени фактор времени, которое хочет вести важные душевные разговоры в камерных условиях, и качества самих пьес, масштабности их тем.

— Так или иначе, почти все молодые драматурги сегодня пишут про семью. Может, это просто возраст, в большинстве случаев им где-то около 30. Человек выбрался из-под родительской опеки и начинает строить свою семью, изучая все законы этого процесса. Отсюда темы невозможности найти взаимопонимание, инфантилизма, обычно мужского, которым недовольна женщина, неисполненного счастья. Кстати, женщин среди драматургов очень много. Молодые чутко улавливают какие-то важные болевые точки, ощущения на перепутье, — отмечает Ксения Драгунская.

О себе говорит: никаких особых амбиций стать драматургом у нее никогда не было. Пьесу она всегда воспринимала как форму записи, способом рассказать историю.

— А потом моя мама издала книгу воспоминаний об отце, и я узнала, что он учился в мастерской Алексея Дикого на актера и что главной его страстью всю жизнь был театр. Мне кажется, то, что я на несколько десятилетий внедрилась в театр, — это мистическое поручение от отца. И я считаю, что я его выполнила. Теперь могу писать прозу и заниматься креативным продюсированием – знакомить людей друг с другом, помогать им устанавливать связи, начинать свой путь в театре, выходить на поверхность, — говорит Ксения Драгунская. – Вот хоть этот мой приезд в Омск и знакомство с Лицейским театром: никогда не знаешь, с кем встретишься, какие услышишь слова. Поэтому каждая такая встреча для меня — большой источник вдохновения.

 

Виктория Романова

«Омская муза», №1 (39) / май 2015 г.