«Мама, я больше никогда не буду взрослеть!». Лицейский театр «сыграл в антиутопию»

Чего ждут родители, наказывая ребенка? Конечно, обещания: «Я больше никогда не буду…». Звучит оно и в спектакле Лицейского театра «Семейные истории» (16+). Это первая премьера нового сезона.

Пьесу сербского драматурга Биляны Срблянович (известную еще и как «МамаПапаСынСобака») поставил «лицеист» Алексей Осипов.

Театр обозначил жанр новой постановки как «игра в антиутопию», и, надо сказать, жанр соблюден кроме, пожалуй, одного: все происходит не в мире фантастического будущего, а в очень узнаваемом мире. Вот так, например, характеризуется место действия: «…потрескавшийся асфальт, сломанные урны, перерытые газоны, все это — между двумя многоэтажками. Фасады поразительно запущены, исписаны бессмысленными графити». Не таким ли двором я шла сегодня в наших Нефтяниках?

И в то же время, это, конечно, не реальные истории, а их преломление в детской игре. Все герои — 10-12-летние дети, существующие в этом пространстве между двумя многоэтажками и воспроизводящие в своих играх жизнь собственных семей.

Конечно, перед актерами стояла сложная задача: взрослые играют детей, изображающих взрослых. Актерскому ансамблю удалось с этой задачей справиться. Брат Воин (Валентин Рудяк) и сестра Милена (Дарья Мегдан) в игре становятся родителями мальчика Андрии (Маис Керимов). Этот герой стремится взрослеть по-своему: засунув под толстовку мяч, превращается в непутевую дочь, которая «принесла в подоле».

Есть еще девочка Надя (надежда?), которая почти до самого конца не произнести ни слова, она — «ребенок с нервным тиком. Точнее, с множеством различных неконтролируемых движений, которые искажают ее лицо и деформируют тело». Светлана Позднякова прекрасно справляется с этой пластически сложной ролью.

Троица Воин-Милена-Андрия все время воспроизводят страшный быт своих семей: с взаимным неуважением, правом сильного, выученной покорностью. «Отец» учит «сына», что человек человеку — враг, поэтому лучше засунуть голову в песок и вообще не думать. «Маму» Милену иногда прорывает на «правду»: «Врут. Ворюги, мать их», — комментирует она новости о «росте экономики», которые вслух читает в «прессе» отец семейства. Но за откровенность «мама» огребает. Постоянно достается от Воина и «сыну». Однако вся «семья» признает за ним право сильного, отсюда и прозвище — Воин. А когда во дворе появляется странная девочка Надя, ей, молчаливой, достается роль собаки, с которой хозяева могут делать все, что угодно.

Эти страшные игры часто доводятся, как и положено в антиутопии, то до предела ужаса, а то и — до клоунады. Это ведь «не по-настоящему», это дети играют. Но от этого зрителю еще страшнее, ведь понятно, что почти сатирическое заострение только ярче высвечивает моральное уродство тех, кого изображают дети. А может, уже и их собственное…

Кажется, вот-вот что-то изменится к лучшему. Не случайно ведь рядом с Надеждой, когда она одна, появляется женщина в белом (в разных составах — Ольга Урлапова и Ольга Симонова), некое бесплотное существо, ангел-хранитель, словно оберегающий девочку от ужасов мира. И именно она, Надежда, рисует для Андрии на старом поддоне сердце. А тот в ответ рисует для нее цветок. Кажется, дети нашли общий язык, совсем иной, чем предлагают им взрослые. Но… появляются «мама» и «папа», и вновь начинается облава на «собаку», к которой не может не присоединиться и «сын».

Пытаясь вырваться из окружения, Надежда рвется вверх и вдруг обретает голос. Она кричит туда, ввысь, обращаясь к этому ангелу-хранителю: «Мама!».

Так вот кто это бесплотное существо! Видимо, погибшая мать девочки. И что пережили мать и дочь, если девочку изуродовал тик, если она перестала говорить? Не жертвы ли они еще более страшного домашнего насилия? Обращаясь к маме, Надя, как и положено провинившемуся ребенку, обещает, что не будет никогда больше садиться «с грязными руками за стол», «выкрикивать лозуги», «просить денег», «планировать будущее». Ее последняя фраза: «Мама, я больше никогда не буду взрослеть!».

Жизнь героев замирает, как в стоп-кадре. Изменят они ее или повторят судьбы своих родителей?..

Спектакль маркирован «16+», то есть, по сути, для взрослых. Да, взрослым стоит взглянуть на себя глазами подрастающих детей. Может, кого-то это заставит меняться. Но ведь героям — по 10-12 лет, и, мне кажется, важно понять, во-первых, увидят ли их ровесники в персонажах спектакля себя и своих родителей, согласятся ли жить по тем принципам, по которым живет эта «семья»? При этом, наверное, юных зрителей нельзя оставлять наедине с впечатлениями от спектакля, а обязательно надо обсудить их, может, даже с участием психолога. Думаю, здорово было бы, если бы театр именно так продолжил со зрителями тяжелый, болезненный, но, наверное, необходимый разговор о семейных устоях.

Елена Петрова
© Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН», 14 октября 2022
http://omskregion.info/news/114993-mama_ya_bolshe_nikogda_ne_budu_vzroslet___litseysk/