Лицейский театр рассказал о горечи нелюбви в спектакле «Хоровод»

Состоялась, наконец, долгожданная премьера самого нашумевшего спектакля в этом году. Выбор постановщиком пьесы «Хоровод» Артура Шницлера поначалу вызывал у омичей неоднозначную реакцию. Ведь именно из-за этого произведения австрийский драматург на рубеже 19-20 вв. стал персоной нон грата. Сегодня времена изменились, и мы уже можем трезво оценить как саму пьесу, так и постановку режиссера Петра Шальша, который изъявил желание поработать с талантливыми артистами Лицейского театра.

К сожалению, для противников «Хоровода» и к счастью для искушенного зрителя, постановка оказалась совсем не порнографической, а, если хотите, даже нравственной. Ведь необязательно самому обжигаться огнем, чтобы посмотреть, как это сделают другие, и оценить пагубные последствия, сделав для себя выводы. Герои пьесы обжигаются о самый страшный грех – о нелюбовь, о попытку заменить любовь плотскими утехами, о страшном разочаровании униженных падших женщин, об ослепленных самолюбием мужчинах, о страшащихся любви людях. Слабые, потерявшиеся и растерявшиеся, они вызывают жалость, потому что не могут вырваться из своей «зоны комфорта», из хоровода не умеющих любить, уважать и беречь чужое сердце.

Действие пьесы проходит в Вене в преддверии Первой мировой войны. В предчувствии самой страшной трагедии начала 20 века люди метались в поисках любви. Но любовь – это слишком огромный подарок, и достоин такой находки не каждый. А, как известно, имитацией любви становится страсть, плотские утехи, попытка обрести тепло хоть на короткий миг. О пагубности такого пути все знают не понаслышке. Вспомним госпожу Бовари, упавшую в объятия любовников, вспомним бедную Лизу Карамзина, по наивности и неопытности пострадавшую от похоти молодого и гордого повесы. И вспомним о самой известной вынужденной проститутке русской литературы – Сонечке Мармеладовой – как отчаянно, будучи падшей женщиной, она искала любовь и утешение. Загнивает ли Запад? Скорее, загнивают люди в каждой точке земного шара. И было это испокон веков.

10 новелл, 10 историй, 10 героев – пять мужчин и пять женщин. Проститутка и солдат, солдат и горничная, горничная и молодой человек, молодой человек и молодая дама, молодая дама и супруг, супруг и сладкая девушка, сладкая девушка и поэт, поэт и актриса, актриса и граф, граф и проститутка. Вот и весь хоровод. Вырваться из него герои не могут, а может, и не хотят – в нем комфортно и удобно, но речи о счастье не идет.

Новеллы разделяет закрытый занавес с трансляцией картинок из Вены. Видеоряд будто бы выбирает, на каком доме остановиться и чью историю рассказать. За это время зритель успевает отключиться от предыдущей сцены и подготовиться к следующей.

Кто-то говорит о пропаганде распущенности в этом спектакле, но мы не увидели ни одного счастливого человека – некоторые герои в отчаянии заламывают руки, поняв, что свое тело они отдали равнодушному мужчине, некоторые слишком деловито и строго назначают свидания, застегивая пиджак, некоторые ужасаются, проснувшись в незнакомой постели. Ведь мы часто видим социальные ролики, например, о наркомании с уколами в венах и выражением кайфа на лице, но никто не посмеет сказать, что это – пропаганда. Это лишь жестокая история, которую нужно знать, чтобы не попасть в ее капкан. И если из капкана ЛСД или солей нам помогают выбраться организации, полиция, народные активисты, то из капкана отчаяния, одиночества и падения выбираться приходится самому. И спектакль напоминает: не попадайтесь в эти сети, не вступайте в этот хоровод, ведь любовь – это совсем другое.

«Я сама во всем виновата, за все будет наказание!» — восклицает молодая дама, изменившая супругу с молодым человеком. Но это осознание уходит в небытие, и дама, оправив платье, удаляется восвояси, уже подписавшись на тайный роман. О наказании она подумать снова боится, ведь истина страшит её, проще сбежать и оправдаться, и остаться в хороводе. Дома героиня бессознательно оправдывает свою измену перед ничего не подозревающим мужем: «Понятно, что я твоя жена, но мне порой хочется быть твоей возлюбленной». Ей не хватает тепла, и она ошибочно пошла искать его у другого мужчины, а только после этого призналась в необходимости быть возлюбленной. Но признаться в этом страшно, неловко, ведь можно удариться в стену, что и происходит.

Другой герой соблазняет девушку, оправдываясь тем, что жизнь коротка, и нервно смеется над тем, что у него связь с «порядочной женщиной», гордясь своей победой над этой самой порядочностью (Эраст тоже был надменен после того, как Лиза отдала ему свою невинность, а за ней и честь).

Героиня – актриса, она холодна и сознательно использует мужчин, перебирая. «Ты – каприз», — настаивает она, закрывая себя от каждой лишней эмоции, требуя поклонения своему таланту. В ее сети попадает восторженный поэт и пожилой граф.

Последний, впрочем, оказался самым невинным из чехарды – актриса соблазняет его самостоятельно, а в другой сцене он просыпается с проституткой, ничего не помня из вчерашнего вечера и пытаясь переубедить девушку вернуться к добродетели. Впрочем, понимая, что она им же использована, он равнодушно покидает комнату – что взять с попорченной невинности?

Так считает почти каждый мужчина спектакля. Добившись «любви» и женской ласки, они понимают, что это был лишь суррогат чувства и охладевают к своей мимолетной партнерше. Женщина остается ни с чем, мужчина уходит в небытие. Видя череду этих маленьких трагедий, зритель, может, и не сочувствует героям, но как на ладони ему видна эта боль, которую никто не хочет испытать. В постановке нет лозунгов, что измена, предательство, проституция, случайные связи – это хорошо и правильно, режиссер «ударяет» героя и ставит для нас многоточия, чтобы мы оценили последствия каждого неверного шага участников «Хоровода».

Спектакль Лицейского театра идет с пометкой 18+. В нем нет обнаженных героинь, голых тел, имитации полового акта или иного визуального непотребства. Он не подвигнет зрителя повторить увиденное, но заставит задуматься о собственных искушениях, чтобы в очередной раз убедиться – они могут заставить уйти с истинного пути добродетели. И этой ошибки нужно стараться избегать, ведь никто не хочет оставаться несчастным, преданным и одиноким. И имитация любви – это не просто не любовь, а жесткая усмешка.

 

Ирина Чернышева

РИА «СуперОмск», 17 октября 2016 г.

http://superomsk.ru/blogs/318/