Крутой маршрут или притяжение

 

Не стану утверждать, но, насколько я успела заметить, женщины с именем Юлия обладают силой, дающей им способность к борьбе с препятствиями, на первый взгляд, непреодолимыми. В жизни одной моей знакомой Юлии, моей подруги, могу заметить не без гордости, несколько лет назад произошел виток, который, казалось, кардинально перемети судьбу, заставил историю двигаться в ином направлении. Итак, представьте себе молодую и перспективную артистку Лицейского театра (за плечами несколько ролей, среди них — Дарья Семеновна в «Беде от нежного сердца» В. А. Соллогуба, серьезная работа в спектакле «Осип Эмильевич Мандельштам», яркие Баронесса, Фрейлина, Крестьянка в «Голом короле» Е.Шварца. Анхела в «Даме Привидении» П.Кальдерона, успех на фестивале в Калуге), Юлию Швец. Большой творческий потенциал, полная органичность на сцене, огромные возможности для роста!

За плечами — успешное начало театральной жизни. Отказаться от этого сложно. Забыть это нереально. Сложно себе представить, что она испытала, когда несколько лет назад обстоятельства вынудили ее распрощаться с театром навсегда…

Человеческое сердце может вынести только определенную долю разлуки. Сердце Юли выдержало год. Спустя это время она вернулась. Те же пресловутые «обстоятельства», а может, сама судьба, повернули ее дорогу назад.

В театр.

Иногда возвратиться так же сложно, как ухо­дить. Мир вокруг изменился, изменился ты сам, все сложно, все непонятно, непривычно…

Опять же, сложно представить, чего все это стоило актрисе.

Она начала… с начала. То есть буквально «на­шла» себе роль. В спектакль «Молодые люди» нужна была исполнительниц роли Кати во вто­рой состав. — Легко!

И хотя было порой невыносимо трудно, все равно, казалось, что — легко!

Следующий виток Елизавета Капитоновна в «Татарине маленьком» А.Пояркова. Следующий — Зойка в «Зойкиной квартире» М.Булга­кова… Надо ли говорить о том, что обе дамы яркие и удивительно сильные.

Потом «Скифы» А.Блока… Теперь вот «Мужской вопрос» О.Малицкого и «Шантеклер» Э. Ростана…

И все вертится, мелькает, искрится… Все эти репетиции, роли, все эти споры о том, как жить и выжить в театре…

А стоило ли все «начинать сначала»? Случа­лось ли вам задуматься, что кроет в себе сакра­ментальная фраза «притяжение театра»? Что это за неизвестное явление физики? В чем кро­ются законы этого странного понятия?

Иногда мне кажется, что судьбу не обмануть…

Боюсь, что для тех, кто хоть раз испытал на себе действие этой неведомой силы, кто нечаянно вдохнул запах сиены, в ком трепетала душа, ког­да занавес («Волшебная стена» — ты прав, Ростан!) приоткрывал завесу тайны, — боюсь для всех нас это притяжение — необходимое и единствен­ное условие, примиряющее с парадоксальным тра­гизмом бытия.

 

О. Маркина

«Театральный разъезд», №7 / апрель 2004 г.