«Комок» страстей, надежд, разочарований    

Адшце города окна разбили
на крохотные, сосущие счетами пики.
В.В. Маяковский.

С момента возникновения больших инду­стриальных городов судьбы проживающих в них людей, тема «пожирания» городом челове­ческой души занимала особое место в творче­стве поэтов, прозаиков, драматургов, режис­серов и прочих деятелей искусства. И вот в афише Лицейского театра мы видим спектакль «Комок» (по А. Слаповскому). Премьера состоялась 29 марта нынешнего года:

Определение жанра спектакля — сентиментальный фарс — подобрано как нельзя лучше: на протяжении «двух ночей и одного рассвета» хочется то плакать, то смеяться. И вызвано это не только интересным и сложным, как сама жизнь, сюжетом, но и бесподобной игрой актеров, за которой, конечно же, кроется оригинальное режиссерское прочтение.

Действие происходит в московском ларьке с неоновой вывеской «Комок» и круглосуточным режимом работы. Ларек принадлежит вездесущему дельцу Альберту (О. Малицкий), который некогда потерял память, а потому теперь не знает своей национальной принадлежности и говорит то с украинским, а то и с американским акцентом.

Продавцами в ларьке работают два молодых человека, два друга — Михаил (Е. Бабаш) и Николай (В. Скосарев), прибывшие в «Большой Город Неограниченных Возможностей» из мало кому известного Саранска (что на границе Казахстаном). За время своей службы ребята наблюдают обыденные, привычные и — о, ужас! — неискоренимые явления: алкоголизм, проституция, жадность, жестокость…

Частенько в «Комок» заглядывает неприглядного вида женщина, за 600…400… 150рублей, в o6щем, за бутылку водки пытающаяся продать «почти новую кожаную куртку, хорошую» (О. Маркина); дважды забегает мужчина, за ту же цену готовый продать собственную душу (С. Козача); появляется и молодая, симпатичная Наташа, приехавшая в Москву «заниматься проституцией», но не представляющая себе, как это нужно делать и с чего, собственно, начинать (Н. Лаутеншлегер).

Одну из ночных посетительниц ларька – потомственную графиню, красавицу Корнелию (Л. Заломова) — оба главных героя полюбили одинаково сильно… А вот о том, что было дальше, каковы для молодых людей оказались последствия этой любви, о том, кто такая Жанна и почему она так понравилась зрителям, вам лучше узнать самим. А для этого — стать гостем Лицейского театра и посмотреть его новый спектакль с таким знакомым и незатейливым названием, но глубоким смыслом.

           Виктория Батищева, Екатерина Кукоба.

«Класс», апрель 1999 г.