«Кабала» — два в одном

ЛИЦЕЙСКИЙ ПРЕВРАТИЛ ЗНАМЕНИТУЮ ПЬЕСУ БУЛГАКОВА В ЯРКИЙ ОБРАЗЕЦ ТЕАТРА В ТЕАТРЕ

Актёр и режиссёр Алексей Осипов поставил на сцене Драматического Лицейского театра булгаковскую «Кабалу святош» (18+). Историю о любви и предательстве, интригах и верности своим идеалам, главный герой которой – знаменитый драматург Жан-Батист Мольер.

В центре сценического повествования два театра. Один – труппа господина Мольера – развлекает почтенную публику на сцене, после завершения представления актёры снимают маски и фантастические головные уборы. Другой – «сильные мира сего» – играет судьбами людей, и маски там не снимают в принципе.

Михаил Булгаков написал «Кабалу святош» в 1929 году, её попытались поставить во МХАТе, но пьесу то исправляли, то запрещали. В конце концов спектакль с изменённым названием всё-таки вышел – в 1936 году. Премьера состоялась 16 февраля, но уже в марте постановку запретили.

Пьеса Булгакова – дипломная работа Алексея Осипова, завершающего учёбу в театральном институте имени Бориса Щукина:

– Есть два автора, к которым у меня повышенный интерес, – это Михаил Афанасьевич Булгаков и Жан-Батист Мольер. И когда я выбирал дипломный спектакль, я вспомнил, что у Булгакова есть пьеса о Мольере. В этом спектакле нет исторической привязки – там есть фантазия, есть авангард, есть сюр… Но авторский текст сохранён. Я ничего не дописывал, а если и убирал, то какие-то отдельные реплики.

Получился осмысленный, стройный, многослойный спектакль. В этой истории фантазии соединяется театр разных эпох – начиная с античности. Герои выходят на сцену в котурнах – такую обувь на высокой платформе в древнегреческом театре использовали актёры, игравшие богов. Есть и элементы театра дель-арте, и кукольный театр, и танец, и пантомима.

Актёры в причудливых костюмах разных оттенков коричневого (художник по костюмам Марина Шипова) действуют в пространстве, расцвеченном яркими красными контурами – визуальное обозначение границ, через многие из которых они решаются переступить.

Мольер (Николай Пушкарёв в этой роли невероятно убедителен) – актёр, драматург и создатель своего театра. Он страстно влюблён в бесшабашную Арманду и в свой театр. И ради этой любви готов на очень многое.

Да, здесь есть и ещё один театр – его демонстрирует фокус с клавесином, из которого высовываются руки и играют – оказывается, там сидит мальчишка. Мольер принимает Муаррона (Валентин Рудяк) как сына, но тот в итоге отплатит ему чёрной неблагодарностью…

Арманда Фаризы Баткиной – актриса не только по роду занятий, но по внутренней сути, когда лицедейством пропитана вся жизнь. Прежняя возлюбленная Мольера – Мадлена Бежар тоже обручена с театром, но она совсем иная. И хранит свою страшную тайну…

Кто ещё рядом с Мольером? Самый преданный Мольеру актёр труппы и «регистр» (тот, кто фиксирует историю театра «Пале Рояль») Легранж (Евгений Трубкин) и простак Бутон (Маис Керимов)…

А по ту сторону – Людовик (Евгений Точилов), коронованный кукловод, который не носит маску – все условности для него излишни. Главный злодей и интриган архиепископ Шаррон (Иван Пермяков) не случайно в красных перчатках – это явный намек на то, сколько крови на его руках. Третий в этой компании – королевский шут (Евгений Хохлов), в облике которого есть нечто демоническое… Вершители судеб.

Однажды два пространства соединятся – когда король вершит суд, он восседает на импровизированной сцене, а внизу как сторожевой пёс развалился шут.

Декорации в этом спектакле лаконичны – два ящика-стола-сундука, сдвигаясь, превращаются в сцену. Один из главных элементов сценографии – занавес, сшитый из 125 рубашек. Свет – то красный, то синий – создаёт нереальное пространство, в котором разворачивается странное, непонятное действо, напоминающее мистерию.

На создание атмосферы работает и великолепная музыка Сергея Шичкина, написанная специально для «Кабалы святош».

Со сцены звучат стихи омского режиссёра и педагога Ларисы Меерсон, а также поэта французского Средневековья Франсуа Вийона.

Противостояние драматурга, посмевшего иметь собственное мнение, и всевластного монарха завершается ожидаемо – король смотрит сверху вниз на кровать с умирающим Мольером… Да, сдача омского спектакля в Лицейском театре состоялась именно в годовщину смерти Мольера.

Елена Мачульская

«Четверг», 4 мая 2023