И корабль плывёт…

У корабля под названием Лицейский театр новый капитан. Нынешний художественный руководитель Лицейского — фигура неординарная. Когда после кончины Вадима Решетникова, первого худрука, коллектив решал вопрос о его преемнике, кандидатура Сергея Тимофеева была первой. А кому еще стоять у творческого штурвала, как не одному из отцов-основателей театра?

Сергей Родионович Тимофеев — один из тех, кому судьба Лицейского небезразлична. Театр по-прежнему остается кузницей кадров для омской сцены, но взрослая часть труппы, по замыслу нового худрука, должна развиваться, двигаться по пути совершеннейшей профессионализации.

ИСТОКИ

Сергей Родионович Тимофеев выходец из Щукинского училища, знаменитой театральной школы. Его преподавателями были такие мастера, как Евгений Рубенович Симонов, Владимир Абрамович Этуш, Альберт Григорьевич Буров, художественным руководителем курса был Анатолий Иванович Борисов, а теорию актёрского мастерства читал первый ученик Вахтангова Борис Евгеньевич Захаров.

На курсе учились и артисты, и режиссеры, что было редкостью времени. Это обстоятельство, по признанию Сергея Родионовича, дало толчок его режиссерским амбициям, пробудив интерес к профессии, желание и навык ставит самому. Через четыре года учебы, изучив варианты распределения, он выбрал Омск. Езжай туда, советовали опытные товарищи-актеры, там театр серьезный, есть чему учиться. Так и оказалось,

В омской Драме, главным режиссером которой был Артур Юзефович Хайкин, в это время работали Чонишвили, Теплов, Каширин, среднее поколение: Бабенко, Ожигова, Чиндяйкин — целое созвездие семи­десятых. Плодотворным был для Сер­гея Родионовича Тимофеева «драм-театровский» период как в актерском плане (большие удачи — роли Плато­на Зыбкина в «Правда хорошо, а счас­тье лучше», Петра в «Мещанах», шута в «Двенадцатой ночи»), так и в режис­серских опытах.

Режиссерская работа продолжи­лась организацией вечеров в Доме ак­тера, моноспектаклями по поэзии Есе­нина, поставленными в содружестве с Владимиром Витько, и по творчес­тву Евтушенко — совместная рабо­та с Николаем Смирновым. Свой мо­носпектакль, в основу которого лег малоизвестный тогда рассказ Леони­да Андреева «Иуда Искариот», Сергей Родионович по праву считает дости­жением того времени.

Талантливые работы были замечены, Тимофеева стали приглашать в разные театры. По пьесе замечательной омс­кой детской поэтессы Нины Саранчи он поставил в новосибирском «Глобусе» необычных «Бременских музыкан­тов», которых потом перенес на сцену «Лицейского», два спектакля в барна­ульском ТЮЗе. А в омском «Пятом» те­атре неизменной популярностью у де­тей и их родителей пользуется «Вождь краснокожих» по О. Генри.

КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ?

— Когда зачинался Лицейский, мы договорились с Вадимом Станисла­вовичем Решетниковым, что строим профессиональный театр. У нас тогда, в 1993 году, была большая группа пе­дагогов: Алексеев, Прокоп, Кануннккова и я. Дали нам дом в садике с по­лом проваленным, начинали с нуля. Это была работа для сильных людей, — рассказывает Сергей Родионович.

Кода в феврале Тимофееву предло­жили возглавить Лицейский, он спросил лицеистов: «Работать будем?» И получил утвердительный ответ.

Сделать театр профессиональным — главная цель нового художественного руководителя. А для этого надо орга­низовать производство таким образом, чтобы спектакли стали качественней и по режиссуре, и по актерскому мастерству. Артистов более высокого творческого потенциала, по убежде­нию Тимофеева, необходимо держать в постоянном тонусе, нагружать более серьезно, организовывать эту профес­сиональную прослойку, ведя тщатель­ный отбор и обучая их мастерству; все они должны получить полноценное актерское образование.

Вместе с тем театр продолжает со­хранять любительскую часть, младшие группы.

— Состоятельность труппы в про­фессиональном плане должна под­тверждаться не только в родных стеках, но и на фестивалях, в сорев­нованиях с другими театрами, хочется открыть театр и для критики. В этом году мы надеемся стать участниками фестиваля «Молодые театры России». Сейчас мы готовим новый спектакль, который хотим на нем представить. Это постановка двух пьес о любви, ко­торые мы объединили: «Человеческий голос» Жана Кокто и «Зима под сто­лом» Ролана Топора. Кроме того, ре­пертуар театра должен в ближайшем будущем пополниться шекспировской «Ромео и Джульеттой», постановками по Гоголю, Булгакову.

Первая ласточка перемен — поез­дка этой весной в Москву со спектак­лем «Зойкина квартира», где столич­ные зрители впервые познакомились с «лицеистами». По мнению Тимо­феева, это была хорошая проверка, и в ответственный момент хвати­ло воли и сил ее достойно пройти, сыграть на высоком уровне. Радует, что ресурсы для творческого развития у коллектива есть. Помогает и трепет­ное, родительское отношение к теат­ру его учредителя — городского депар­тамента культуры во главе с Виктором Михайловичем Демченко.

Сейчас идет речь о реконструкций театра. Планируется надстроить тре­тий этаж, где разместятся еще один, предназначенный для взрослой пуб­лики зрительный зал и сцена, удобные гримерки для артистов.

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ

— Наш «инкубатор», где мы растим маленьких артистов, — совершенно невероятное предприятие. Это способ учиться жизни через театр, придумы­вая, участвуя в судьбе другого чело­века. Наши дети очень отличаются от других детей, они быстрее взросле­ют, у них работает воображение, в них воспитывается ответственность перед людьми — а ведь это будущее Омска, его культуры.

Миссия нашего театра — трудиться ради завтрашнего дня. Заниматься вот этими детьми, которые приходят к нам и как артисты, и как зрители. Театру выполнять эту благородную задачу по­могут те люди, которые думают о бу­дущем, — с уверенностью говорит ху­дожественный руководитель театра Сергей Родионович.

ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА В ЛИЦЕЙСКОМ

На воспитание вкусов и чувств омичей направлен и новый проект театра «Литературная гостиная», посвящен­ный Году русского языка, которым объявлен год текущий. Проект был пред­ложен директором Лицейского Еленой Николаевной Лабинской,

В апреле в содружестве с Омским филиалом Российского фонда куль­туры был проведен «круглый стол» под названием «Скифы». Из недавнего прошлого», посвященный спектаклю по произведениям А. Блока. Студенты-гуманитарии, актеры театра, филологи и культурологи обсуждали спектакль, вели открытый разговор на волнующие их темы, касающиеся проблем русского языка, речевой культуры общества.

А в мае омский композитор и испол­нитель Лолита Чернорай в содружест­ве с актерами Николаем Пушкаревым, Евгением Бабашем и Евгением Точиловым со сцены Лицейского предста­вила музыкально-поэтическую ком­позицию «Снег на ладони» по стихам Аркадия Кутилова. «Перганшлаг» в зале и восторженный прием публи­ки свидетельствовали об огромном ин­тересе омичей к наследию своего выда­ющегося земляка — поэта с непростой судьбой. Постановка удовлетворяла вкусы как искушенных зрителей, так и самых «рядовых». Это стало очевид­но на последовавшей за просмотром встрече в литературной гостиной те­атра, где разговор шел о замечатель­ном синтезе музыки и слова, о судьбе и творчестве поэта.

К слову, «Снег на ладони» раньше омичей увидели и с интересом воспри­няли столичные зрители — Лицейский впервые показал его во время гастроль­ной поездки. Тон обсуждению задава­ли ведущий гостиной актер Евгений Бабаш, автор идеи постановки компо­зитор Лолита Чернорай и гости — друг Аркадия Кутилова Геннадий Велико-сельский, литературовед Сергей Поварцов, театральный критик Светлана Нагнибеда, филолог Ольга Кутмина. На вечере присутствовала и внучка поэта Саша Гартунг.

Лейтмотивом встречи можно считать слова литератора Александра Лейфера о том, что стихи «омского Вийона» — это большой вклад в отечественную словесность. Кутилов был подлинным языкотворцем и в то же время наслед­ником большой поэзии своих пред­шественников. «Наследие Кутилова — это, в первую очередь, замечательный язык. Его стихи сверкают на фоне сов­ременной «постмодерняги» настоящи­ми бриллиантами», — сказал Лейфер. Продолжается Год русского языка, и на очереди, вслед за блоковскими «Скифами» и постановкой по стихам Аркадия Кутилова, на суд специалис­тов и просто любителей театра и вескости лицеистами будет вынесено лучшее из поэзии молодых омских авторов, произведения которых, объединенные в литературную композицию прозвучат со сцены театра в начале осени. И это логично, что Лицейский с его молодой труппой находится в центре культурного процесса, протекающего в молодежной среде Омска.

А далее, по замыслу художествен­ного руководителя театра, обсуждение темы развития русского языка продолжится, опираясь на булгаковское наследие и творчество Гоголя. Он уверен, что такая форма работы со зрителями — удачна, а литературная гостиная продолжит свое существование и в следующем году.

Цели намечены, лоция уже составлена, и капитан вновь выводит из гавани корабль, готовый бороздить новые просторы. Семь футов под килем тебе, Лицейский.

Н. Чупирова

«Омская муза», май-июнь 2007 г.