Ирина Москаленко: «У театрального зрителя есть запрос на добро»

Чем интересна театральная провинция столичным зрителям и почему исчезают спектакли на грани фола, в интервью «Омск Здесь» рассказала руководитель проекта «Театральная провинция» Центрального Дома актёра имени А. А. Яблочкиной, член экспертного совета VI Всероссийского фестиваля «ЧАТ» Ирина Москаленко.

— Ирина, количество фестивалей моноспектаклей в России увеличивается. Интересно ваше мнение, с чем это связано?

— Вначале я хочу сказать, как отношусь к моноспектаклям. Для меня это не просто актёрская работа. Конечно, моноспектакль, это когда фактически на сцене работает один человек. Но, поскольку я приверженец театра, а не конкретной работы, обожаю, когда на моноспектакль работает целый театр. Например, в Москву я привозила потрясающий спектакль «Айседора» драматического театра из города Котлас. Это полноценный спектакль на 1 час 20 минут. Там работает одна актриса, но на сцене потрясающей красоты декорации, на ней совершенно замечательные костюмы, специально написана музыка, построен видеоряд. То есть мы видим моноспектакль от театра. И есть моноспектакли как самостоятельные актёрские работы. Здесь, на «ЧАТе», мы видим много театров, которые только образовались. И это понятно — актёров очень много и им хочется проявлять своё даже не умение, а желание работать. Потому что не всегда есть возможность устроиться в государственный театр. Артистов много, театров тоже вроде бы много, но на самом деле очень мало. А им хочется работать, и это, наверное, хорошо, что сейчас так много фестивалей и много самостоятельных коллективов, которые приезжают и что-то показывают. Всё имеет право на существование.

— Меняются ли темы в моноспектаклях в последние годы?

— Конечно. Ещё несколько лет назад основной темой была острая политическая сатира. Все хотели делать что-то такое на грани фола, на грани скандала, и этого было очень модно, так же, как по телевизору. Сейчас ситуация изменилась. Во-первых, изменилось время. Надо быть аккуратными, и актёры, как умные люди, понимают: надо менять отношение к тому, что происходит вокруг. Вижу, что сейчас много патриотических постановок. И заметно, что всё чаще стали вспоминать старых драматургов. Даже большие театры пытаются делать премьеры по произведениям таких драматургов, как Розанов и Володин. О том ностальгическом времени, где тоже была и ирония, и критика, но люди смотрели на жизнь иначе. Сейчас это воспринимается в другом контексте.

— А может быть, возвращение тех же советских драматургов связано с тем, что театры не хотят или не могут ставить западных авторов?

— Нет. Я думаю, что театры идут навстречу людям. Есть подобный запрос от зрителя. Ведь в тех произведениях было больше добра, больше взаимопонимания, а герои рассуждали что ли более глобально.

— Вы — руководитель творческого проекта театров Российской Федерации «Театральная провинция», который приглашает в Центральный Дом актёра спектакли, заявившие о себе на региональных фестивалях. Театральная провинция сейчас, в 2024 году, она какая?

— Мне кажется, что она такая же прекрасная, как в 2020-м, 2021-м или 2022-м годах. И надеюсь, что она будет такой же и в 2027-м, и в 2030-м годах. Потому что актёры провинции немножко другие, они отличаются от московских. Какие-то более чистые, более ранимые, более любящие свой театр. Я дружу со многими театрами на протяжении многих лет, езжу на устоявшиеся и новые фестивали и вижу, что в театрах нет текучести, как в московских. Что они живут одной семьей. И это дорогого стоит. Потому что театр устойчив и благополучен тогда, когда внутри нет интриг и скандалов. И режиссёры могут работать, зная, что коллектив их поддержит и откликнется на идеи. Я вообще люблю привозить в Москву провинциальные театры. За годы проекта я уже привезла в Дом актёра 92 города и надеюсь, что не буду останавливаться.

— Но огни больших городов и столичные подмостки продолжают манить артистов из провинции. Как остановить это?

— Никак. Это в душе. Каждый актёр и режиссёр, если они благополучны в своём театре и любимы своей публикой, почему-то часто решаются на переезд. И, наверное, в чём-то это хорошо, потому что без амбиций хороший актёр не может существовать. Он должен стремиться к чему-то. Главное, чтобы он не потерялся в большом городе. Ведь часто бывает, что он приезжает, пробует и потом возвращается назад. Так было во все времена. Но замечу, что сейчас провинциальные театры набирают артистов и режиссёров из московских и питерских театральных вузов, привозят их к себе, и они там прекрасно себя чувствуют, работают и живут. Театр — живой организм, которому нужна молодая кровь. А артистов много, не волнуйтесь, на всех хватит.

— Мы начали разговор с фестивалей, ими и завершим. «ЧАТ» нашёл свое место на театральной карте России?

— Конечно. Это важно, что молодые могут приехать и показать себя. Это большое дело, когда такой маленький театр проделывает такую огромную работу — шесть дней принимает по два, а то и по три города. Это дорогого стоит. Хвала, почтение и низкий поклон от всех, кто приезжает в Омск. Потому что все, кто уезжает отсюда, хочет потом сюда вернуться.

Андрей Курников

Сетевое издание «ОмскЗдесь», 5 апреля 2024

https://omskzdes.ru/culture/84636.html