Игры в антиутопию. Почему премьера Лицейского театра трогает до слёз?

Дети, изображающие взрослых, рассказывают о проблемах и несчастьях в семье. Премьера спектакля режиссёра Алексея Осипова.

Все мы родом из детства и по кусочкам собираем этот мир по образу и подобию взрослых. Случается, что и психологические травмы формируются у людей как раз в те ранние годы, когда психика уязвимее всего. Эту тему в своей пьесе «Семейные истории» 1997 года отразила сербский драматург Биляна Срблянович. В ней взрослые актёры играют детишек, изображающих взрослых. Незамысловатое ребячество на детской площадке в итоге превращается в жёсткую и грубую ретроспективу их собственной семейной жизни, ценностей и приоритетов.

«Семейные истории» в Омске

13 и 14 октября в Омске премьера «Семейных историй» (16+) пройдёт на сцене Драматического Лицейского театра. Спектакль в жанре «игры в антиутопию» поставил артист Лицейского театра Алексей Осипов. Он уже представлял этот спектакль в формате эскиза для проекта «Ты не один» в театре «Студии» Л. Ермолаевой.

В самой постановке, которая длится всего час, заняты коллеги Алексея по Лицейскому театру: Светлана Позднякова, Валентин Рудяк, Дарья Мегдан и Маис Керимов. А теперь поговорим о самом спектакле.

Бесноватая клоунада

Самая первая мысль, которая возникает при просмотре спектакля Осипова: происходит какая-то в хорошем смысле клоунада. Как любые дети 10-12 лет, герои спектакля бесятся, играют, подначивают и передразнивают друг друга. Причём в очень гипертрофированном формате. Их ужимки напоминают мимику актёров буффонады.

Но это можно понять, непростая задача досталась актёрам — совершить целых два перевоплощения. Показать детей и при этом держать в голове, что играют они во взрослых. Чрезмерная мимика, кривляния, на мой взгляд, сработали. Ты действительно забываешь, что перед тобой взрослые люди.

Когда хочется плакать

Ну а потом наступает очередь слов, и в начале, казалось бы, отрывистые фразы и диалоги обретают всё больше смысла. На повестке дня кредиты, эмансипация, холестерин и геморрой, инфляция, эмигранты и много чего ещё.

Имитируя взрослую жизнь, дети копируют своих родителей, подражают их речи и поступкам. Копируется всё: ужасные, избитые стереотипы, которые кочуют в нашей культуре от поколения к поколению, необходимость мужского рукоприкладства и бесконечные споры как способ решать накопившиеся проблемы.

Некоторые фразы и сценарии из уст «детей» местами звучат очень комично. Например, как девочка говорит, что «свободная женщина должна быть эмансипирована от института семьи». Ну а вот то, что на английском дети хорошо знают слова рак, опухоль и могила, обсуждают долги, нищету, войны, насилие, болезни, упадок экономики — вот это всё наводит жуть.

У них даже есть свой лозунг, можно сказать, кредо, которое озвучивается несколько раз за спектакль: «Моя хата с краю, голову в песок, попу к стенке, человек человеку волк!» Местами очень хочется заплакать. Потому что пусть и через ребяческую игру, но трагизм пережитых травм и потрясений проглядывается очень явно.

А кто герои?

Заигравшиеся ребятишки, которые не различают границ допустимого, не понимают разницы между добром и злом, способны и на крепкое словцо, и на насилие. Есть в спектакле очень трогательный персонаж, который задевает за живое. Это Надежда (блестяще сыгранная актрисой Светланой Поздняковой), девочка 11 лет с нервным тиком и «с множеством различных неконтролируемых движений, которые искажают её лицо и деформируют тело».

Девочка не говорит, а только мычит. Дети с трудом принимают Надю, сразу наделяют её ролью собаки, надевают на шею скакалку, а потом лишают и последнего куска хлеба с игрушкой. Но с этой девочкой будет связана милая любовная линия, которая придаёт постановке дополнительный шарм. У Нади, кстати, ещё есть тайна, которая раскроется только в самом конце спектакля, но это уже рекомендую узнать вам самим…

В целом все актёры очень удачно подобраны на свои роли. Можно только позавидовать энергии и энтузиазму деспотичного Воина (Валентин Рудяк). Заразителен позитив и веселье Милены (Дарьи Мегдан). Очарователен подростковый максимализм Андрии (Маис Керимов). Ну а песня матери (Ольга Урлапова, Ольга Симонова) просто трогает до слёз.

По словам режиссёра, история, рассказанная в постановке, сильно резонирует с сегодняшней действительностью.

— Пьеса, на мой взгляд, очень остросоциальная, больная, актуальная. Несмотря на то, что написана в начале 2000-х, с сегодняшним днём она резонирует очень сильно. Когда я прохожу иногда через детские площадки, у меня глаза просто увеличиваются от увиденного и услышанного. Иногда линия поведения, поступки и то, что эти дети говорят — вызывает у меня жутчайший страх за то, кем они вырастут, — признаётся Алексей Осипов в интервью пресс-центру МКР-Медиа.

Спектакль рекомендуется к просмотру тем, кто любит своих детей и хочет их понимать. Тем, кому в детстве было непросто, а забыть случившееся до сих пор не получается. Тем, кто вынужден откупаться от ребёнка гаджетами и дорогими подарками, потому что побыть вместе просто нет времени. Следующие показы спектакля на сцене Лицейского театра состоятся 14 и 26 октября, а также 6 ноября.

Дарья Панурова

Интернет-портал «ОмскЗдесь», 13 октября 2022

https://omskzdes.ru/culture/79270.html