Елена Попова: «Любой моноспектакль — это попытка разобраться с собой»

Востребована ли сегодня современная драматургия и не приелся ли зрителям жанр моноспектакля, рассказала член жюри фестиваля «ЧАТ», который сейчас проходит в Омске.

В Омске продолжается VI Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ». В интервью «Омск Здесь» театровед, завлит Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан и член экспертного жюри фестиваля Елена Попова отметила, что «ЧАТ» нашёл своё место на театральной карте России и высказала мнение о том, что современный зритель нуждается в глубинном разговоре.

— Елена, у вас нет ощущения, что количество моноспектаклей сокращается? Что зрителю приелся этот жанр, а театры неохотно идут навстречу артистам, которые хотят себя в нём попробовать.

— Моноспектакль — это всё-таки история частная. Чаще всего это либо личная инициатива артиста, либо это какие-то коммерческие проекты. В репертуарном театре моноспектакли всё-таки встречаются реже. По разным причинам. Но чаще всего в силу того, что стоит одному артисту сделать какой-то моноспектакль, и у 50 других возникает вопрос: «А я чем хуже?». Но ведь мы знаем, что далеко не каждый может в одиночку удерживать внимание зала. Поэтому в государственных театрах это практикуется реже, хотя в тех пространствах, где есть камерная сцена, такие спектакли идут и довольно успешно. У меня нет ощущения, что количество моноспектаклей сокращается. Опять же в силу «удобства» этого формата — ведь это не всегда затратно финансово. По стране, мне кажется, увеличивается количество фестивалей, которые собирают моноспектакли или камерные постановки. Выделить тенденции сложно, потому что это словно кардиограмма — в какой-то год моноспектаклей больше, а в какой-то меньше.

— Вы уже сказали, что количество фестивалей моноспектаклей в России увеличивается. А есть среди них лидер, на которого равняются все?

— Одним из серьёзных считается «Монокль», который проходит в Санкт-Петербурге, и московский Solo в театральном центре «На Страстном». И уже достаточно серьёзно на карте театральной России звучит омский «ЧАТ». Люди знают о нём, слышали и хотели бы участвовать. Так что вся эта история затеяна «Лицейским театром» абсолютно не зря.

— На ваш взгляд, меняются ли темы в моноспектаклях и есть ли сейчас среди них самая актуальная или может быть модная?

— Любой моноспектакль — это попытка разобраться с собой. С собой в мире, с миром в себе. Это всегда поиск очень важных ответов на лично тревожащие актёров и режиссёров вопросы. Потому что говорить в общем и в целом о чём-то невозможно, когда ты говоришь от своего лица, пусть даже через героя. Тем более что сейчас ситуация в мире непростая, и вы видите, что в афише нынешнего «ЧАТа» всего одна комедия. Возникает потребность вести какой-то серьёзный, глубокий диалог и уходить не в развлекательный жанр, не в мажорную интонацию, а вести глубинный разговор.

— А вам не кажется, что зритель наоборот хочет чего-то лёгкого, чтобы прийти в театр и немного оторваться от того, что происходит за окном?

— Абсолютно не согласна. Даже на примере нашего театра мы видим, что зритель идёт на все жанры и заполняемость у нас равная — что на комедиях и мюзиклах, что на очень серьёзных спектаклях. И эта потребность зрителей просто очень чувствуется.

— Когда мы с вами беседовали в прошлом году, то вы отмечали: Центрам современной драматургии проще решиться на создание моноспектаклей. Не устал ли зритель от современной драматургии? За прошедший год в Омске, например, фактически закрылся ЦСД. Может быть, современная драматургия стала не такой модной?

— Не то, чтобы не модной. Я, как завлит, замечаю: стало появляться меньше интересных современных пьес. Но не случается такого, что пьеса «пожаром» идёт по стране, как было, например, с «Горкой» Алексея Житковского, которую поставили везде — от Театра на Таганке до Сахалинского театрального центра. Почему-то в последнее время таких явных лидеров в драматургии нет. Более того, современные драматурги уходят в формат инсценировок: тот же самый Житковский или Ярослава Пулинович много работают сейчас над созданием драматургических версий классической прозы. Поэтому, наверное, Центры современной драматургии и не находят материала, нет такого всплеска. С другой стороны, возможно, есть момент не пресыщения, но насыщенности этого «сегмента». Потому что, скажем честно: это достаточно узкое направление и нужен определённый зритель, который готов воспринимать современную драматургию.

В рамках VI Всероссийского фестиваля моноспектаклей «ЧАТ» зрители уже увидели постановки от московских театров «Практика» и театральной лаборатории «КукLAb», саратовского театра кукол «Теремок» и омского Драматического Лицейского театра. Сегодня, в третий день фестиваля, пройдут показы спектаклей «Исповедь дурака» (16+) (театр «Возможно», Санкт-Петербург) и «Камень-ножницы-бумага» (16+) («Театр, которого нет», Москва).

Андрей Курников

Сетевой издание «ОмскЗдесь», 3 апреля 2024
https://omskzdes.ru/society/84603.html