Душа переворачивается, а вопросы остаются  

 

В Лицейском театре – весенняя премьера. Кто-то из зрителей воспринял спектакль «Ощущение бороды» как ужастик, кто-то увидел социальную направленность, а кто-то вспомнил о чувствах, испытанных прежде, и задумался о загадочной русской душе. Главное, что равнодушных в зале не было.

Автор пьесы Ксения Драгунская – одна из самых востребованных московских драматургов, дочь известного писателя Виктора Драгунского, любимого нами еще с детства за «Денискины рассказы». Название пьесы на первый взгляд – просто остроумное, но после просмотра спектакля понимаешь, что оно весьма емкое. Героиня объясняет, что обаяние ее мужа кроется в бороде; женщине, мол, это «ощущение бороды» недоступно, но понять и прочувствовать его очень хочется. С этого момента начинаешь постепенно «въезжать», что же хотят тебе сказать автор, режиссер и лицедеи.

Актеры Лицейского театра впутывают зрителя в затеянную игру так, что он и не замечает, как оказывается в самом ее центре. И вот мы уже в деревне В. Дворики (актеры так и говорят: «Вэ Дворики»), где живут странные персонажи, похожие и в то же время непохожие на нас, где по ночам ухает чудовище, и мертвый князь бродит по заброшенному дому, и, как пишет один из рецензентов, где «русский бунт, жестокий и бессмысленный, и все прочие бородатые атрибуты национального даны не в ощущениях, а в представлениях».

– Только русские люди умеют жить так, как никто жить не умеет, – объясняет режиссер Евгений Бабаш. – Веселиться – так до упаду, бунтовать – так бунтовать. У нас все вперемешку: и кровь, и слезы, и любовь. Вот та загадка русской души, о которой писали все классики.

Наш Лицейский, в силу своей специфики имеющий миниатюрный зал, – театр крупного плана, здесь нет и не может быть плана мелкого, невыразительного. Глаза в глаза зрителю фальшивить нельзя и переборщить не желательно. Каждый эпизод «тянет одеяло на себя». Актеры – молодые, танцующие, поющие – держат зал в напряженном ожидании.

Режиссер насыщает сцену невозможной пульсацией, эмоциональными вихрями. «Почему ты – такой зараза, живешь, как в сонном царстве?» – поют-вопрошают изрядно принявшие на грудь персонажи. И вот уже весь угар от алкоголя и мистики смывает очищающий дождь – самый настоящий дождь жизнерадостно барабанит в подставленные тазики-корытца. Казалось бы, жизнь налаживается, но колесо судьбы катится дальше, и финал совершенно не предсказуем…

«Кадр» за «кадром» мы, замирая, стараемся поймать свои «ощущения бороды». В спектакле нет точки, есть ощущение времени и недосказанности, а потому дотошный зритель придет на встречу с необычной постановкой не один раз.

Анна Чалая

«Красный путь», №10 (992) / 12 марта 2014 г.