Двести детей Вадима Решетникова

Самый молодой, в прямом смысле слова, омский театр — Лицейский — празднует этой осенью свое десятилетие. Статистику «лицеисты» не ведут, но даже по приблизитель­ным подсчетам за это время театр «пропустил» через себя не одну сотню одаренных детей. По крайней мере, как говорит отец-основатель и художественный руководитель Лицейского Вадим Решетников, на улицах с ним здороваются беспрерывно.

 

  • Считается престиж­ным устроить ребенка в Ваш театр. Много ли сре­ди ваших артистов детей VIP-персон?
  • А я этого не знаю. Мы ведь конкурс родителей не ус­траиваем. Единственное, о чем могу спросить ребенка: кто его папа и мама по про­фессии, чтобы определить культурный уровень.
  • Неужели по блату или за «спонсорскую помощь» не пытались попасть к вам?
  • Конечно, всякое бывает, но я в эти игры не играю.

— Перед круглой датой принято подводить  итоги, Вы это уже сделали?

  • Лучший способ отпраздно­вать какую-нибудь годовщи­ну — сосредоточить внимание на нерешенных проблемах.
  • И много таких проб­лем?
  • Чем дальше, тем боль­ше. Когда мы получили зда­ние в подарок от города, все в нем сияло и мало походи­ло на правду. Но 10 лет про­шло, и мы ветшаем. Здание маленькое, а здесь крутятся почти 200 юных «трудящих­ся». Проблемы элементар­ные, например, где взять лампочки, а если учесть, что аппаратура у нас импортная, то все идет в пересчете на «баксы».
  • Спонсоров нет?
  • Сейчас со спонсорами туго — Морозовы и Мамонто­вы еще не вылупились. Мы -муниципальный театр. Нам выделяют средства на зарп­лату, на «коммуналку» и не­множко постановочных. Если бы мы сами денег не зараба­тывали, то уже давно ноги бы протянули. Мы даем до 30 спектаклей в месяц.
  • Это много?

—   Да, но это вынужденная мера. Может, мы бы и хотели играть спектаклей 10-15 в месяц, но пока    такой возможности нет.

 — Сейчас со спонсорами туго — Морозовы и Мамонтовы еще не вылупились.

Есть ли возрастной ценз для артистов?

— Самым маленьким семь лет, а старшим уже к тридцати.

—  Не выросли они еще из Лицейского театра?

  • Как можно вырасти из са­мого себя? Наша профессио­нальная труппа — это те люди, которые здесь проработали шесть-семь лет. Только у них дипломов нет.
  • Это имеет значение?
  • Какая разница, есть эта бумажка или нет. Елена Псарева всю жизнь без нее прорабо­тала и хуже от этого не стала. И потом, все наши артисты, ко­торые решаются куда-то посту­пать, обречены на успех.
  • Такая хорошая школа?
  • Одна из наших девчонок рассказывала, что на каких-то съемках ее спросили, где она училась. Она ответила, что единственная ее школа — Ли­цейский театр. И там сказали — хорошая школа.
  • В чем секрет?

— Мы стараемся, чтобы у нас преподавали действую­щие актеры со склонностью к режиссуре, чтобы дети узна­ли, что такое профессия. Раньше все удивлялись на­шим успехам, а сейчас театр в городе знают, и сложились определенные требования. Мы даже специальную авось­ку для отзывов завели, кого тронул спектакль, кого нет.

  • Рейтинг спектаклей оп­ределяете?
  • В общем, да.
  • И как результаты?
  • Судя по тому, что мы от­туда выгребаем, пока нор­мально работаем.
  • Дети — народ особый, почему Вы вообще решили работать именно с ними?
  • Каждый театр рождается, мужает, обретает зрелость, стареет и умирает. А здесь по­стоянный приток новых талан­тливых людей. Это эффект проточной воды, на который я в свое время «купился». И оказалось, что идея более жи­вучая, чем я предполагал. Эти дети, что проходят через те­атр, другие. Они понимают, что прежде, чем что-нибудь сказать на сцене, надо поду­мать, что каждый раз мы дол­жны показать историю, после которой человек может заду­маться и на пять минут сде­латься лучше.
  • Я ребятам час­то говорю — есть путь к Богу и путь к дьяволу, третьего не дано. Нужно соотносить все свои поступки с этими двумя вариантами.
  • Они растут и кто-то не­избежно уходит. Нет ощу­щения «кузницы кадров» для других театров?
  • Отчасти это так, но я этим не горжусь. Мне нужна труп­па, люди, которые бы вместе со мной росли и узнавали мно­гое. Как только я пойму, что сделал все, надо будет идти на заслуженный отдых и осва­ивать жизнь на две тысячи. Но пока это не так — в голову при­ходят идеи, еще есть желание похулиганить на сцене. Все это служит утешением.
  • Но разве не обидно, когда ребята покидают театр?
  • Я всегда невыносимо болезненно переживаю рас­ставания. Но никуда не де­нешься. Они уходят. Так ведь я это знал.

Анна Кудрявская

«Бизнес Курс», №34 / 21 сентября 2004 г.