Двадцатый Новый год

 

Художественный руководитель омского Лицейского театра рассказал о том, как прошел для лицеистов уходящий юбилейный год, и что обещает год грядущий.

Творческий год начался для лицеистов далеко от Омска – в феврале худрук театра Сергей Тимофеев поставил в польском театре «XL» спектакль «Лекарь поневоле» по пьесе Мольера. Постановка была сделана в рекордно короткие сроки, всего за 14 дней, причем заранее был подготовлен только макет декораций, остальная работа велась непосредственно в Варшаве, тем не менее была с успехом принята зрителями.

— Было здорово, что нам удалось познакомиться с жизнью одного из театров в Варшаве, что нам оказалось по силам за короткий срок сделать большую работу с артистами, которые мало говорят по-русски, — поделился Тимофеев. – Но важнее самой постановки то, что нам удалось совместное творчество на фоне разгорающихся политических страстей. Невзирая на национальности, мы смогли плодотворно поработать, более того — мы расстались друзьями и до сих пор переписываемся. Когда слышишь по телевизору о конфликтах стран, понимаешь, что это все глупости, иногда даже трагические, а главное – творческая составляющая.

Вторым по значимости событием стала недавняя премьера спектакля «Ивонна, принцесса Бургундская» по пьесе классика польского авангарда Витольда Гомбровича.

— Это серьезный материал, и, выпустив спектакль и продолжая репетировать, мы понимаем, что предстоит ещё большая работа. Обычно думаешь — ну всё, уже премьера, можно расслабиться. А тут есть ощущение, что можно сделать что-то еще, остается какой-то запас выразительных средств, мыслей. Кроме того, пьеса повлияла на весь наш театр. У каждого из участников спектакля обычно какие-то свои интересы – а тут возникло такое радостное чувство единения, которое я испытал, пожалуй, впервые за восемь лет: когда для всех не так важен результат, как сам процесс работы, прикосновение к теме и личное участие. Это очень тонкий и важный момент для нашего театра, свидетельствующий о его внутреннем росте.

Седьмого октября лицеисты отметили 20-летний юбилей большим концертом в тысячеместном зале омской филармонии. В этот вечер собрались друзья и поклонники театра, а зрители смогли увидеть почти всех действующих артистов на одной сцене. Праздник прошел на ура, Лицейский доказал, что ему по плечу большая аудитория, однако Тимофеев признается: к сожалению, в концерте не смогли принять участие все режиссеры, педагоги, а особенно все те, кто прошел через стены Лицейского театра за два десятка лет. Таких, по самым скромным подсчетам, наберется порядка полутора тысяч.

— У нас четыре студии и клуб, это примерно 150 человек. Они обновляются раз в два года. Поэтому, если умножить 150 на 10, можно получить примерное число людей, которые прошли через Лицейский театр. При наших размерах — двух маленьких репетиционных залах и крохотной сцене — это нормально. Конечно, было бы здорово, если было бы больше помещений. Больше артистов в театре не стало бы, но мы бы могли, например, готовить театральных художников: у нас в городе это большая проблема – что художник-постановщик, что художник по свету или по костюмам. Хотелось бы взять группу театроведов – это тоже очень редкая профессия. И, конечно, мы бы хотели собрать группу детей с особенностями в развитии. Во-первых, театр безусловно оказывает лечебное действие. Во-вторых, мы видели подобные спектакли в Гренобле, и это было очень сильное впечатление. То, что ребята встроены в жизнь, и более того, в жизнь творческую – это правильно. Надеюсь, что в конце концов у Лицейского театра появится здание, где всё это смогут воплотить хотя бы те, кто будет после нас.

В октябре Лицейский театр отправился на тамбовский фестиваль «Виват, театр!» с прочно полюбившимся омскому зрителю спектаклем «Альпийская баллада», сказкой «По щучьему велению» и относительно молодой постановкой «Убийство Гонзаго».

— Здесь было важно завоевать зрителя, который впервые нас видит и ничего о нас не знает. Они были ошеломлены нашими спектаклями – это тоже факт взросления театра. Когда в незнакомом городе зритель стоя кричит тебе «браво» и в его взгляде читается «откуда вы такие взялись?!» — это дорогого стоит.

Завершился уходящий год для театра приятным сюрпризом — из Гренобля пришло письмо от актрисы, режиссера и педагога по имени Анна Лаура Дюбуа, в котором она пишет о том, что собирается взять годовой отпуск, чтобы поработать в разных странах и в разных театрах, а также сообщает: для неё было бы честью пару месяцев поработать с Лицейским театром.

Будущий год обещает быть не менее насыщенным. В марте Лицейский отправится на гастроли в Челябинск, где выступит на одной сцене с труппами из Израиля, Словении, Молдовы и России. В апреле омичей ждут в Милане со сказкой «По щучьему велению», однако пока что все упирается в финансовые возможности: с обеих сторон имеются определенные трудности. В июне театр приглашен в итальянский Триест на недельный фестиваль, где встретятся как начинающие театры, так и профессиональные коллективы с именем, а одно из условий участия заключается в том, что режиссер должен провести 15 часов мастер-классов. В конце концов, Лицейский театр запланировал собственный фестиваль.

— Мы хотим вместе с департаментом культуры сделать фестиваль камерных театров. И даже придумали название – «Лицейский балаганчик». Он бы соединил в себе театр «для людей» и экспериментальный театр. Мне кажется, что театр должен существовать для зрителя и быть понятным, но это не значит, что он должен быть простым. Возможно, фестиваль пройдет в 2015 году накануне Дня города, а может, передвинется на 2016-й, но мы сделаем все, чтобы он начал жить. Фестиваль будет носить имя первого художественного руководителя театра Вадима Решетникова.

Что касается премьер, то их в новом году ожидается не менее трех. В феврале режиссёр-постановщик Зинаида Костикова вместе с Младшей студией выпустит спектакль по стихам Т. Белозерова «Чудеса в лукошке». В апреле Владислав Пузырников представит постановку «Безымянная звезда» по знаменитой пьесе румынского писателя Михая Себастьяна. Наконец, режиссер Евгений Бабаш поставит спектакль по пьесе Жана Ануя «Ромео и Жанетта» — работа над ним только началась и дата выхода ещё неизвестна. Кроме того, Сергей Тимофеев собирается поставить комедию, чтобы разбавить столь серьезный репертуар; надеется продолжить работу над «Каштанкой», которая была перенесена ради «Ивонны», а также обещает особый сюрприз для прекрасной половины на Восьмое марта – по его словам, это будет зрелище, «посвященное любви и прекрасным дамам».

Павел Креслинг

«Вечерний Омск», №50 / 10 декабря 2014 г.