В роли директора – Валерия Хусаинова

 

По образованию она юрист, по призванию – актриса, а по должности — директор. Самый молодой директор самого молодого омского театра – Лицейского. Каждый вечер в шесть часов Валерия Хусаинова закрывает двери своего кабинета, натягивает «лосины» и спешит на очередную репетицию, на время забывая о директорских заботах.

 

Любой актер мечтает о главной роли. Но не факт, что роль директора в ее жизни глав­ная. По крайней мере, сама Валерия счи­тает, что еще не нашла себя. И разве мож­но думать иначе, когда тебе всего двадцать четыре года!

Без права на обиды

Как-то раз студентка академии МВД Валерия Хусаинова зашла в Ли­цейский театр — посмотреть спектакль. И задер­жалась там на пять лет. Ее знакомая, админист­ратор театра, представи­ла Леру режиссеру. Ва­дим Решетников сразу увидел — талант! И при­гласил девушку в свой коллектив. Лера не коле­балась ни секунды — сбывалась детская мечта быть актрисой. Став дипломированным юри­стом, она окончательно «узаконила» свои отно­шения не с юриспруден­цией, а с искусством, войдя в постоянную труппу театра.

Нынешней зимой судьба преподнесла Ва­лерии еще один сюр­приз — случилось так, что в административном аппарате театра не на­шлось никого на роль директора. И тот же Ре­шетников предложил артистке совмещать на­грузку в репертуаре с директорством. И Лера снова согласилась. Дело вовсе не в безотказнос­ти: «Все, что происходит с нами, — нужно. Что дает судьба — надо брать. Взять это назад она успеет всегда».

Вживаться в новый образ трудно, но инте­ресно: «Я не ощущаю, что играю очередную роль, нас режиссер учил даже на сцене ничего не играть, а просто жить. Вот я и живу. Ко­нечно, тяжело. Но я себя воспитываю, учусь не обижаться, потому что теперь просто не имею на это права».

У Валерии Хусаиновой есть свой секрет ре­шения проблем, даже если кажется, что все рушится, и земля уходит из-под ног: не копаться в этом, чуть-чуть от­влечься, попить чаю, в театральном буфете съесть пирожное, пого­ворить с хорошим чело­веком, вернуться в каби­нет и попытаться взгля­нуть на проблему еще раз. Говорит, помогает.

Цветные картинки во сне и наяву

 

В детстве ее постоянно мучили ночные кошмары. «Полный бред, — улыбает­ся Валерия, — но тогда было очень страшно, я даже вскрикивала во сне». В этих жутких сновидени­ях ее бесконечно пресле­довали странные личнос­ти: вроде люди, но какой-то необычайно ужасающей наружности. Самое силь­ное впечатление произве­ла на Леру приснившаяся однажды удивительная дама в шляпе и с усами. А самое первое воспо­минание — яркая картинка цвета морской волны — волны Черного моря, где отдыхала семья Хусаиновых с двухлетней Лерочкой. «Я с берега смотрю на спокойные волны, на­бегающие друг на друга, а вдалеке стайка дельфинов прыгает по бурунам».

Как не «прощелкать» зрителя

Оказывается, в театре ни в коем случае нельзя щелкать семечки — зрите­лей не будет. А перед вы­ходом на «лицейскую» сцену по неписаным теат­ральным законам пить воду категорически запре­щается, потому что она за­бирает энергию. Но дирек­тор театра суеверной себя не считает: «Наоборот, я стараюсь себе доказать, что приметы ничего не значат, не хочу зависеть от нелепостей, которые мы сами себе внушаем».

Перед тем как выйти на сцену, Валерия обязатель­но мысленно читает «Отче наш», а если нечаянно за­будет это сделать, то все равно даже во время спек­такля найдет момент, чтобы помолиться. С Богом у нее свои, честные, отно­шения: «Он мне помогает. Правда, нужно не только просить, но и благодарить обязательно. А иногда и просто поговорить, мол, видишь, какие вещи про­исходят».

Две крови — славянская и восточная — текут в жи­лах Валерии Хусаиновой. Две семейные религии: одна бабушка — мусульманка, другая — православ­ная христианка. Она-то и повела двенадцатилет­нюю Леру креститься. «Я этому совершенно не про­тивилась, — вспоминает Валерия. — Бог для меня един. В какую бы церковь ты не ходил, он должен быть внутри тебя».

 

Не директорское дело — полы мыть

 

В директорской работе самое неприятное, по мнению Валерии Хусаи­новой, бумаги, докумен­ты, цифры. Но именно это — одна из важнейших составляющих каждого рабочего дня. Поэтому не­удивительно, что иногда Лере хочется полностью погрузиться в быт: «Я го­това делать все-все: чис­тить картошку, убираться, создавать уют. Кстати, очень люблю шторы. Могу часами разглядывать их в магазине».

И на кухне, несмотря на то, что живет с родите­лями, Валерия чувствует себя полноправной хозяй­кой: любит готовить сала­ты, курицу и рыбу. Как смеется Лера: «то, что сама люблю есть». Един­ственная нелюбимая до­машняя работа — мытье полов.

 

Шопинг на бегу

«Немножко экстрава­гантный и чуточку хули­ганский», — так определя­ет свой стиль г-жа Хусаинова, которая обожает теплые тона и яркие цве­та. И создать свой уни­кальный образ, по словам Валерии, можно практи­чески из ничего, был бы вкус. Она терпеть не мо­жет ходить по магазинам.

«Если чувствую, что вот-вот брюки протрутся, тог­да приходится себя за­ставлять», — шутит Лера. Но уж если, пробегая по торговому залу, увидит «свою» вещь, то никаких денег не пожалеет. Люби­мых бутиков у Валерии Ху­саиновой нет, а свой люби­мый «теплый» палантин она купила в СКК.

 

Следствие ведет дилетант

Четыре месяца жизни Валерия Хусаинова по­святила… расследованию убийства. Да еще какого — «расчлененки»! Студен­ткой академии МВД она проходила практику в Октябрьской прокурату­ре. Пришлось по долгу службы и на расчленен­ное тело посмотреть, и с обвиняемой пообщаться, и другие следственные действия проводить. «Это было инте­ресно… и всего лишь. Все-таки быть следователем — неженское дело», — гово­рит Валерия. И честно при­знается, что в юристы пошла только для того, чтобы получить выс­шее образова­ние. «Это могло стать профессией, но творчество мне всегда нравилось гораз­до больше».

Мысли о карьере акт­рисы и занятия в драм­кружках не мешали ма­ленькой Лере мечтать стать парикмахером, а потом регистратором в поликлинике, а потом… Был период, когда юная Валерия пела в омских ресторанах. «Как-то си­дели мы во дворе дружной компани­ей, пели песни под гитару, подтя­нулись еще ребя­та, которые, ока­зывается, собира­ли свой музыкаль­ный коллектив, с этого все и нача­лось». Коллеги по песенному прош­лому до сих пор зовут Валерию посолировать, но, как гово­рит она сама, «нельзя в одну реку войти дважды».

 

Отдых с запахом кофе

«Я авантюристка, не боюсь пробовать что-то новое». Разве можно ус­лышать другое самоопре­деление из уст 24-летней девушки? Вполне закон­ное путешествие студент­ки Хусаиновой в Америку — посмотреть и подработать — тоже по большому счету авантюра. Под по­ездку были заняты не­малые для Валерии деньги — $2000. А гаран­тий, что отработаешь, — никаких. Но все получи­лось, деньги «вернули» калифорнийские аттракционы, которые обслу­живала Валерия. Одна беда — чуть не рассталась с любимым театром: опоздала к открытию се­зона. «Вадим Станисла­вович был очень на меня зол, даже какое-то время не разговаривал», — вспо­минает о результате сво­их заморских приключе­ний Валерия.

Америку свою она от­крыла, но жить там ни за что не согласилась бы. Да и путешествует пока только в мечтах. «Люблю ездить к бабушке в Баш­кирию. В других странах успею побывать, а покуда есть близкий человек, живущий в красивом ме­сте, где отдыхаешь ду­шой, буду ездить туда. Лес, сосны, речка. Вроде ничего особенного, но сама атмосфера создает душевный комфорт».

И в Омске, когда вы­даются свободные вече­ра, директор Лицейского театра предпочитает от­дыхать в душевной об­становке — в узком кругу друзей, если не дома, то там, где играет тихая му­зыка и пахнет кофе, на­пример, в «Провианте» или Coffee Base. Лера признается, что сам кофе не любит, только запах.

 

За подарок – по шее

«Давайте только о лич­ной жизни говорить не бу­дем», — таинственно улы­бается Валерия. Однако с удовольствием рассказы­вает о том, какие мужчи­ны ей симпатичны: силь­ные и с чувством юмора, умеющие взять на себя от­ветственность и романтич­ные. Валерии нравится разгадывать мужские

характеры, и она не боится, что может попасться до­вольно крепкий орешек, над которым придется по­мучиться. «Мужчины мне говорят, что я их пони­маю, мне самой нравится погружаться в их мир».

Самым запомнившим­ся, даже несколько шоки­рующим, подарком от дру­га был обычный букет цветов. Как-то вечером Лера шла с остановки по темной улице, вдруг из-за кустов прямо на нее вы­скочил человек. Пока раз­глядела, кто это и что у него в руках, Лера испы­тала в считанные секунды целую гамму чувств — страх, злость и, наконец, радость. Первое желание — дать по шее кавалеру. Но в результате за сюр­приз ему не влетело. Лера смеется: «Подарки вкупе с адреналином вдвойне приятнее».

Анна Кудрявская

«Бизнес курс», №37 / 12 октября 2004 г.