В поисках Жана Кокто… 

Итак, на сцене Жан Кокто. Жан Кокто поэт. Он и прозаик, и драматург, и режиссёр, но ещё поэт. А поэзия требует особого склада ума и особого видения мира. С поэзией всегда сложно. Даже если текст вполне прозаический. Но он написан поэтом и, значит, особенный.

Спектакль «Равнодушный красавец» Драматического Лицейского театра города Омска (режиссёр Лилианна Белявская) объединил две монопьесы Жана Кокто «Равнодушный красавец» и «Лжец» в единое пространство. На сцене двое – Она и Он (Дарья Оклей и Александр Боткин). Она – стихия трепетной жизни, в ней всё вибрирует, дрожит, напор её энергии столь велик, что ни на мгновенье Она не в силах остановиться. Она должна любить, иначе Она не может. Он – стихия иного рода: скала, лёд. Он спокоен, но это покой острого напряжения. Только раз уступить, поддаться ласке любви и всё развалится, Он вынужден будет покориться. Он – сила холодного одиночества.
Прочитать таким образом тексты Жана Кокто чрезвычайно привлекательно. Яркие противоположности, искрящиеся зарядами энергии, готовые вот-вот вспыхнуть в остром конфликте яркой молнией. На это работают и страстные пластические этюды (хореограф Ирина Горэ), и эффектное оформление спектакля (художник-постановщик Марина Шипова) – чёрный кабинет и тревожные вкрапления белого, часы, отмеряющие скорый бег недолгого цветения женской красоты, часовые стрелки которых, легко превращаются в кинжалы. Но разряда не происходит, молния не вспыхивает. Мы лишь вновь сталкиваемся со старой истиной, что любовь зла, а иные животные встречаются не только в природе. Но этого мало. Во всяком случае для Жана Кокто.

Поэтическое слово всегда имеет перспективу. Оно сжимает пространство и бешено ускоряет его. Иначе это просто стихосложение. Монопьесы «Равнодушный красавец» и «Лжец» написаны поэтом. Внешне они статичны, в них нет движения истории, но они полны движения другого рода. Движения вглубь себя, где за внешней завесой прячутся другие смысловые пространства. И монолог перестаёт быть просто монологом, а становится отправной точкой к внутренним конфликтам, этот монолог породившим, внешне могущими быть вовсе не связанными с ситуациями, представленными в пьесе. Внешне «Равнодушный красавец» пьеса о женском одиночестве. Более глубинно – о химерах этого одиночества. Душа Героини полна сомнений, страхов, тревог за свою судьбу, личное счастье и этот хаос, крайне подвижный, не даёт душе и уму Героини ни мгновенья покоя. И совершенно не важно, где сейчас находится Эмиль, в ванной, у любовницы или дома с газетой.

Кокто ставит перед своими героями сложные барьер – Он, Она и её тревоги. Это требует введения в спектакль сложного образного ряда, который в спектакле Лицейского театра отсутствует. Прямое столкновение мужского и женского начал в пространстве спектакля невольно лишает его поэзии и уводит вниз, на уровень бытовой драмы. И спектакль, телесно очень красивый, становится не способным к взлёту, так как энергия тела не питается энергией духа. Молния не сверкнула. А жаль, очень жаль…

 

Олег Мясников

Экспресс-газета фестиваля «CHELоВЕК театра», выпуск №6 / 4 марта 2017 г.