Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ» в Омске удивляет и вдохновляет

Открыла фестиваль «Честного Актерского Творчества» постановка звезды фильма «Страна глухих» Дины Корзун «Как я пришла в сознание» (16+). В Омске 1 апреля в шестой раз стартовал всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ» («Честное Актерское Творчество»), организованный Драматическим Лицейским театром. Он внеконкурсный, но имеет экспертный совет из профессионалов, театроведов и исследователей современного театрального процесса, которые высказывают участникам свое мнение. Специальный диплом будет учрежден и журналистским жюри, в которое входят трое наших коллег. Ну а зрителю честное актерское творчество дарит поистине незабываемые эмоции. Ведь моноспектакль – это индивидуальная, «точечная» работа актера со зрителем, которому в монологе он доносит свою идею. И такая работа требует высочайшего мастерства. Спектаклем-открытием фестиваля на сцене «Арлекина» стала постановка «Как я пришла в сознание» (16+) – автобиографический моноспектакль Дины Корзун, звезды культового фильма Валерия Тодоровского «Страна глухих».

Вместе с ней мы заново проживаем ее яркую и непростую жизнь – моменты детства в провинциальном городке в коммуналке рядом с кладбищем, учебу в театральном училище в столице в лихие 90-ые, влюбленности и отношения, съемки в фильме, который кардинально изменил ее жизнь и сделал знаменитой. Искренний и непосредственный анализ жизненного пути не скрывает даже самых сложных моментов: он тернист, порой толкает автора-героиню к мыслям о смерти и самоубийстве. Но каждый раз – на глазах у зрителя и вместе с ним – Дина находит опору, благодаря которой обретает смысл жизни и снова наполняется радостью и счастьем.

В какой-то момент кажется, что все испытания героини вознаграждены: она выходит замуж за иностранца, живет в Лондоне, работает в Королевском театре и снимается в голливудских фильмах. В «жизненном багаже» – собственный дом и блестящая карьера. Но… всего этого оказывается снова не достаточно для ощущения счастья. И Дина уезжает в Непал, чтобы работать волонтером в детском доме.

К слову, актриса – соучредитель благотворительного фонда «Подари жизнь», который помогает детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями. Она снова живет в России. В первый же день 1 апреля на сцене Лицейского театра театральная лаборатория «КукLab» (Москва) представила спектакль «Сон смешного человека» (режиссер Николай Рингбург, 16+) по рассказу Достоевского. Спектаклю еще нет и года, и омский фестиваль – первый в его биографии.

В этом случае зрителя погружают в настоящий лабиринт измышлений и выводов главного героя – потерянного «смешного человека», страдающего от осознания собственной ничтожности и убогой жизни в нищей ободранной каморке под крышей петербургского дома. Одинокий молодой человек решает покончить с собой, но после фантастического сна он, как и героиня Дины Корзун, тоже «приходит в сознание». Его страдание в буквальном смысле превращается в сострадание, приходит понимание и принятие жизни и ее смысла в том, чтобы сеять любовь и добро.

Во второй день фестиваля 2 апреля Саратовский театр кукол «Теремок» представил две постановки, созданные в рамках проекта «Лаборатория Актуальной Куклы» – «Друг мой» (режиссер, художник и исполнитель – Алексей Усов, 18+) и «Быть Пенелопой» (режиссер, художник и исполнительница – Светлана Усова, 18+). Их смело можно назвать спектаклями-экспериментами, которые переворачивают представление о кукольном театре. Вместо кукол здесь разные предметы – смятая пивная банка, игрушечная машинка, пистолет, становящиеся действующими лицами; глина – из нее рождаются лица, герои, корабль Одиссея, воплощаются образы и ситуации прямо на глазах у зрителя.

Первая история – это смешное и трагическое роуд-муви, ночная прогулка, в которой каждый случайный прохожий – это целая вселенная, и каждая встреча может нести как угрозу, так и новые открытия. Ночь, улица, тусклые фонари и темные окна многоэтажек в спальном районе. А за этими окнами – человеческие судьбы, свои трагедии и истории одиночества и отчаяния. Но в итоге каждая встреча с незнакомцами оборачивается встречей с самим собой. И за простыми предметами и минимумом действа скрывается огромный подтекст – осознание значимости дружбы, человечности, сострадания.

А спектакль «Быть Пенелопой» позволяет совершенно по иному взглянуть на великий миф об Одиссее. Что чувствовала его супруга, ожидавшего мужа из странствий 20 лет? Это мы узнаем из древних глиняных табличек с письменами, обнаруженных в ходе раскопок на развалинах дворца на острове Итака. Ученые считают, что это дворец Одиссея, а в табличках свои мысли и переживания изложила сама Пенелопа, мать Телемака и супруга героя мифов, чьи поступки под этим углом могут показаться мерзкими.

Всего в афише фестиваля «Чат» 14 постановок театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Сургута, Каменск-Уральского, Ульяновска и Челябинска. Омск представляет спектакль Лицейского театра «Театральный роман» (16+). Фестиваль будет длиться до 6 апреля.

Алексей Пантелеев

© Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН», 3 апреля 2024

http://omskregion.info/news/135575-vserossiyskiy_festival_monospektakley_chat_v_omske/