Бунин и интернет сошлись на сцене омского Лицейского театра

Здесь прошел показ экспериментальных постановок

 

Лицейский театр давно стал некоей лабораторией, в недрах которой зреют новые формы театрального искусства. В роли «безумного профессора» вот уже несколько лет выступает Евгений БАБАШ, режиссер-педагог, руководитель Первой студии. И, надо признаться, многие его опыты можно считать удавшимися. Например, спектакль «Путешествие Герды», получивший Гран-при на «Неделе экспериментального театра», или «Ощущение бороды», отмеченный той же наградой.

14 декабря Евгений БАБАШ представил три новых экспериментальных постановки, объединенные проектом «YES.DOC». Это ни в коем случае не эксперимент над зрителем, подчеркнул он, — это эксперимент над формой и материалом. Работа шла полтора месяца. Столько времени находятся в театре ребята из нового набора Первой студии. Им 15–16 лет, и сейчас они играют про своих сверстников, а где-то и про себя. Изначально не ставилось целью, что учебные наброски в будущем станут полноценными спектаклями, но у двух из них есть явные предпосылки к этому.

«Главная книга о Любви» — это, конечно, дикая смесь интернет-мусора, препарирования текстов ар-энд-бишных песен (что само по себе — «вынос мозга») и нудного чтения научных рефератов, почерпнутых из глубин той же глобальной сети. Когда интеллектуальному персонажу Евгения БАБАША надоедает трескотня девиц, озвучивающих посты о петухе-убийце, о человеке, женившемся на пицце, поскольку любовь к еде вечна, об учителе, съевшем хомяка, чтобы показать детям цену жизни, он обливает их водой. И те уходят, показав на прощание неприличный жест. В финальной части звучат фрагменты из школьных сочинений на тему «Как это будет» — наивные рассуждения четвероклассников о том, кем станут в будущем их соседи по парте. А потом зачитывается список из 224 имен (без фамилий). Имена пассажиров трагического рейса «Когалымавиа». Нехитрая мысль: они тоже мечтали о будущем. Все вместе это сваливается в кучу, в которой, если и есть какой-то смысл, извлечь его нелегко. И честно сказать, трудно представить, что это можно показывать на сцене.

«8 историй» — документальный спектакль. Подвижный, мобильный, очень интересный и интригующий (в отличие от того же тюзовского вербатима «В Авангарде», где все нудно и предсказуемо). Восемь молодых актеров и актрис предлагают зрителям восемь своих историй. На выбор. Они зачитывают их названия, а кто-то из зрителей, выбранный ими, должен решить, какую историю зал сейчас услышит. И не факт, что за названием «Идеальное убийство» кроется что-то захватывающее и криминальное. Зато история «Встретили стадо» может вылиться в сельский экшн. Истории разные: смешные и грустные, серьезные и веселые. Среди них есть рассказы о том, как молодые люди впервые увидели смерть, как это потрясло их и навсегда что-то изменило в их жизни. В финале на экране появляется титр: «Спектакль окончен. Вы можете идти домой». Однако предполагается и еще один: «Но! По вашему желанию спектакль может быть продолжен». И спектакль, действительно, достоин того, чтобы он был продолжен, претерпел некоторую режиссерскую обработку и время от времени показывался на сцене театра. Его «реактивное», непредсказуемое действие очень интересно, и вполне вписывается в театральную структуру.

Что касается третьего «пробника», это уже обращение к настоящей литературе – рассказу Ивана БУНИНА «Легкое дыхание». Спектакль камерный, потому что играется в репетиционном зале, где зрители посажены в два ряда напротив друг друга, и актеры (актрисы) работают на расстоянии вытянутой руки от них. Спектакль, если он будет сохранен и, опять же, доработан, следует всегда играть именно здесь. Действие его тягуче, но не затянуто. Сначала появляются босые девушки, которые бережно несут чаши с водой. Словно совершая некий ритуал, они сливают их в таз, стоящий на табурете посередине, садятся на скамейку, разделяющую «зрительный зал», и начинают медленно расчесывать волосы. Тогда почти незаметно появляются актрисы, одетые в черные платья, и, представляясь собственными именами, рассказывают трагическую историю гимназистки Оли Мещерской, запутавшейся в ранних страстях. Эти два плана существуют вместе: полуобнаженные девушки с распущенными волосами — и их ровесницы не то в форменных, не то в траурных платьицах. И совершается второй круг идентификации. Трудно понять, это больше чтецкий или игровой спектакль. Наверное, сюда действительно стоит добавить немного игры и, может быть, вывести из общего «хора» несколько персонажей. А так – это хорошая заявка на полноценный спектакль. Как и у многих участников проекта «YES.DOC» — заявка на хорошее профессиональное будущее.

Эльвира Кадырова

«Коммерческие вести», 15 декабря 2015 г.

http://kvnews.ru/news-feed/bunin-i-internet-soshlis-na-stsene-omskogo-litseyskogo-teatra