Беспечный «YES.DOC»

В минувший понедельник первая студия драматического Лицейского театра под руководством режиссёра Евгения Бабаша представила проект «YES.DOC». Зрители смогли увидеть три экспериментальных спектакля в формате документального театра.

Перед началом показов режиссер и руководитель первой студии Евгений Бабаш предупредил собравшихся о двух моментах. Во-первых, спектакли создавали молодые артисты, половина из которых всего два месяца в театре. Во-вторых, попытка воспринимать дальнейшее с точки зрения классического театра может испортить впечатление.

Первой зрителям показали постановку «Главная книга о любви», озаглавленную как «опыт параллельного чтения». Спектакль, выполненный в технике коллажа, представляет собой нарезку из нескольких текстовых источников, представленных на контрасте. По сути, артисты просто сидят на сцене и читают: несколько абзацев из лекции по астрономии о планетах Солнечной системы и их спутниках, тысячелетиями не меняющих орбиты, чередуются с новостями о чрезвычайно нелепых человеческих смертях (герой одной из них, например, потерял сознание, ударившись головой, упал лицом в кошачью миску и захлебнулся). Главы средневекового трактата «Молот ведьм» о порочной природе женщины перемежаются с текстами современных клубных хитов с характерными для жанра представлениями об отношениях полов. Наконец, школьные сочинения о том, кто кем хочет стать в будущем, сменяются перечислением имен пассажиров разбившегося в Египте А-321. Несмотря на экспериментальную форму и на некоторую сумбурность, создатели постановки четко понимали, о чем хотели поговорить со зрителем, и разговор этот получился живым, честным и своевременным.

Вторая постановка, «Восемь историй», оказалась самым удачным их экспериментом. К публике вышли восемь артистов возрастом около шестнадцати лет, которые сообщили, что каждый из них приготовил по восемь реальных историй из собственной жизни, но расскажет только по одной, на выбор зала. В итоге, зрители стали свидетелями того, как одному из артистов сбрили бровь в детском лагере, другой украл деньги у родителей, а третий своими глазами увидел гибель семейной пары. И главная прелесть этих историй даже не в том,  что они поразительно смешные или трагические, а в том, как ведут себя на сцене и как подают себя публике совсем ещё молодые артисты – один вроде бы крайне застенчив и неуклюж, но за этим угадывается умелая работа со зрителем, другой пытается вести себя развязно и с вызовом, но лучше всего смотрится на сцене, когда тушуется и включает «настоящего» себя, и так далее.  Привыкший к классическому театру зритель, действительно, вряд ли сможет вообще назвать «Восемь историй» спектаклем, но надо признать, что художественная ценность этих историй и их сценического воплощения может быть выше, чему у иной классической пьесы.

Наконец, третьим спектаклем проекта стал перфоманс «Легкое дыхание» по тексту Ивана Бунина. Здесь артисты первой студии отлично справились с текстовой составляющей, и рассказ русского классика о трагичной судьбе Оли Мещерской получил новую жизнь. Но не вполне всё удалось с составляющей визуальной: временами это всё выглядело лишь как попытка поиграть во взрослый театр, для чего не хватило то ли немного времени, то ли чуточку мастерства.

— «DOC» в названии проекта — это такая приставка, означающая документальные спектакли, сделанные без драматургического материала, на основе реальных документов, фактов и источников, — рассказал руководитель проекта Евгений Бабаш.

Сергей Пахомов

«Вечерний Омск», №50 / 16 декабря 2015 г.