Александр Гончарук: «Чтобы сердце защемило…»

Совсем недавно заслуженного артиста России Александра Гончарука называли в родном ТЮЗе не иначе, как «наше ясное солныш­ко». Восхищались его талантом, работоспособностью, добрым нра­вом. Все эти качества так при нём и остались, только теперь он, по­хоже, работает уже не по 24, а по 30 часов в сутки. Пройдя через стихию разнообразных жанров, от водевиля и сказки до мелодра­мы и фарса, он так и не дождался роли Ричарда Третьего (да и кто нынче решится ставить на сцене ТЮЗа трагедию?). И тогда Гончарук, известный после «Пикового валета» ещё под именем Господин Фандорин, решил в свободное от основной работы время всерьёз заняться педагогикой. Последние три сезона он — режиссёр-поста­новщик Омского драматического лицейского театра…

 

— Мне достался самый сложный возраст, — рассказывает Александр Анатольевич, — у них гормоны игра­ют, идёт становление личности… Им необходимо участие взрослого человека, тем более что их взросление совпало с трудным временем, когда принципы, по ко­торым жили родители, рушатся на глазах. Не­вероятно интересное, но и жестокое время. Нынче в моде стёб, пре­небрежение, отрица­ние… Попсовые песен­ки уже навязли в ушах. Я и сам ловлю себя на мысли, что то, чему меня учил отец, я, став отцом, отвергаю…

Чтобы получить плоды в Лицейском те­атре, нужно время и че­стность, здесь нельзя работать набегами. Надо услышать и понять каждого. Иногда они ко мне в ТЮЗ приходят, мы там репетируем. У нас нет текучки, нам друг с другом интересно. Ещё недавно закомплексованные, зажатые, они меняются на глазах, если видят искрен­ность. Кому-то Бог не дал особых внешних данных, но в чём я убе­дился — все они надёж­ные люди, все удиви­тельные ребята!

Занятия в театре раскрепощают детей, вырабатывают комму­никабельность, учат умению воз­действовать на людей. Азы актёр­ского мастерства помогают им в жизни. Я часто цитирую им слова Норбекова о том, что каждый чело­век гениален и может добиться того, чего хочет. В идеале в такой театральной школе должны быть часы этики, эстетики, пластики, танца.

По правде сказать, я не считаю себя режиссёром-профессиона­лом, но к такой работе меня всегда тянуло. В пору репертуарного де­фицита поставил в своём родном ТЮЗе две сказки, проводил актёр­ский тренаж в школах, в Доме творчества имени Лизы Чайкиной поставил «Кота в сапогах»…

В Лицейском театре всё, ко­нечно, серьёзнее, тут можно ста­вить спектакли не на один раз, можно их прокатывать, можно заниматься не одним только актёр­ским тренингом, но и более серь­ёзной работой. Здесь я успел по­ставить новый вариант «Аленького цветочка», несколько интермедий, «Снежную королеву», «Спящую красавицу». Мне всегда хотелось, чтобы у зрителя в театре сердце защемило от возвышенности, от красоты, и поэтому я люблю ста­вить традиционные сказки. Согла­ситесь, что все уже порядком уста­ли от телепузиков, трансформеров. Многим хочется увидеть доб­рую волшебницу, пережить роман­тическую историю любви.

Вот мы и взяли сказку Галины Соколовой «Спящая красавица». Тут надо было определить жанр, верно почувствовать стиль в духе времени, ведь подростки не выно­сят пафоса. Прекрасно это понимая, я решил поместить современного тинейджера в сказочную среду, заставить его пройти огни и воды и вернуться к своей Спящей красавице уже в новом качестве. Правда, внешне наш герой Жан в своих скитаниях мало изменился, но чувство достоинства в нём укре­пилось.

…Знаете, даже в профессио­нальном театре актёры, бывает, быстро перестают лю­бить свой спектакль. А здесь меня удивляет и радует, сколько удовольствия получают ребята от игры, какой это кайф для них. Такое состояние исполните­лей всегда передаётся зрительному залу.

…Площадка Ли­цейского театра в «Спящей красавице» словно раздвинулась: настолько изобрета­тельно использовано это пространство ху­дожником Сергеем Федоричевым. Вполне в духе времени и в со­ответствии с намерением постановщика сцена трансформиру­ется мгновенно, а авантюрная музыкаль­ная тема, сочинённая композитором Серге­ем Шичкиным, подго­няет современного ти­нейджера Жана (Алек­сей Курильский) в ски­таниях по небезопас­ному миру сказки. Стремительный ритм, эффектный свет, стильная пластика (ба­летмейстер Наталья Видяскина) буквально завораживают зал. Ко­нечно, никому не хо­чется аплодировать, когда Жан ре­шает, что ему придётся расстать­ся с любовью, а зрителям — похло­пать в ладоши и разойтись. И тог­да лукавый режиссёр отменяет та­кой грустный финал, на сцене по­является Добрая волшебница и к удовольствию публики командует: «Дальше! Дальше!». Зрители не ус­пели заметить, как полюбили это­го прикольного Жана, который го­ворит со сцены таким понятным языком, да и внешне очень похож на них. Ну и ладно, что не стал он принцем, ведь и так уже и принцес­се, и всем вокруг ясно, какой он классный парень. Так что заразительная энергия, идущая со сцены, в самом деле захватывает пространство зала, как этого и доби­вался Гончарук.

Светлана Нагнибеда

«Четверг», 2004 г.