Эксперименты с ощущениями, или Зачем Лицейский театр собирает армию знаменитых бородачей

Две недели до премьеры. Режиссер Евгений Бабаш вместе с актерами в поисках «убийственного финала», который должен хорошенько встряхнуть зрителя, заставив его задуматься, что же произошло.

Когда-то один из ведущих артистов, а ныне режиссер-педагог Первой студии, где занимаются ребята от 13 до 18 лет, Евгений Бабаш «колдует» очередной эксперимент. Два предыдущих его спектакля — «Людвиг + Тутта» по сказке Яна Экхольм и «T.S. Истории одного лета» по «Тому Сойеру» Марка Твена — были поставлены с молодыми актерами Первой студии и рассчитаны на юную зрительскую аудиторию. Еще одна постановка — «Путешествие Герды», микс из идей Юнга, размышлений о подростковом поиске себя и чуть-чуть «Снежной королевы» Андерсена, была представлена дважды в рамках закрытых показов. Участие в фестивале «Неделя экспериментального театра» осенью принесло «Герде» гран-при. Однако в официальную афишу Лицейского он не вошел, явившись в большей степени хорошим тренингом мастерства и для режиссера, и для актеров. И вот теперь — новая фантазия, теперь уже для серьезной, вечерней афиши с актерами основной труппы.

«Ощущение бороды» современного драматурга Ксении Драгунской — не самый легкий материал для постановщика. Но достаточно заманчивый в своей свободе натворить что-нибудь по-театральному креативное. Режиссер вместе с актерами так и сделал — натворил: русалок и юродивых, фольклорные песни акапелла вперемешку с Моцартом, колокольный звон, сыгранный на деревенских чугунках, и в помощь к созданию образа спектакля — целая галерея гениев мировой культуры, обремененных… бородой. Ключ — не ключ, намек — не намек. В общем, вся надежда зрителя распутать клубок этой сценической истории — только на собственные ощущения. Впрочем, именно это для режиссера — самое важное.

— Материал, который мы взяли, допускает все. Нашу историю можно увести в любой жанр — от КВН и пародии до бытописания русской деревни, переходящего в фантасмагорию, полную абсурда. Ведь абсурд присутствует в нашей жизни повсеместно, и в этом есть своя логика. Вот и у нас достаточно простая, реалистичная история о том, как приехали в деревню богемные москвичи, помня про романтизм загородного житья. А тут вдруг сквозь обыденное просвечивает магический реализм, — говорит Евгений Бабаш.

«Ощущение бороды», которое готовят в Лицейском, — в том числе и про то, как сильно нам хочется, чтобы что-то соответствовало нашему представлению. И даже когда все совершенно противоположно, мы находим средства, чтобы «подогнать» это под свой идеал. Красивое заблуждение на фоне реально некрасивых, а порой просто страшных вещей, как экзотика, к которой «модно» слегка прикоснуться, чтобы забыть, будто и не было. У автора пьеса — «народная поэма». Потому что, по сути, про народ, который живет. Режиссер меняет «народную» на «апокалиптическую». Потому что «про народ, который…».

Режиссеру важно было воссоздать деревенский быт в подлинных деталях, поэтому для спектакля не шили костюмы, а собирали настоящую деревенскую, старую одежду и предметы быта. Среди реквизита есть и чугунки, и ухваты, и прялки, и еще много других аутентичных вещей. Даже икона, нарисованная для спектакля художницей Мариной Шиповой, как полагается реликвии, была освящена в церкви.

Сейчас актеры пытаются научиться «игре» на чугунках: звук, возникающий от легкого удара по этому предмету, очень напоминает колокольный звон.

До премьеры, которая состоится 1 и 2 марта, еще достаточно времени, чтобы найти способы воплотить в жизнь и остальные задумки. Для Евгения Бабаша зрелищность, «визуальность» происходящего на сцене, — закон номер один. От этого еще активнее работает зрительское воображение, а вместе с ним — и чувства.

— Хорошее название — «Ощущение бороды», — говорит режиссер. — Мне надо, чтобы у зрителей постоянно были какие-то ощущения, чтобы им ни минуты не было скучно. Я хочу, чтобы человек вышел из зала внутренне встрепанный, разлохмаченный. Пусть не все ему приглянется в этой истории, пусть он даже будет не согласен. Главное — чтобы встрепенулся душой. Мне кажется, театр — про это.

 

Валерия Калашникова

«Московский комсомолец» в Омске», 19-26 февраля 2014 г.