Сплошная чертовщина: как отмечали «Зойкин» юбилей

 

В Лицейском театре отметили юбилей спектакля «Зойкина квартира».

 

Актёры решили, что булгаковской чертовщины много не бывает, и разнообразили спектакль необычным перфомансом в стиле 20-30-х годов прошлого века. Дух времени НЭПа передавали даже с помощью… ненавязчивого чтения уголовного кодекса 1922 года!

Наталья Виташевская, исполнительница главной роли — Зои Денисовны Пельц – одна из немногих актёров, которые заняты в «Зойкиной квартире» с самой первой репетиции. Несколько лет она выходила на сцену в образе мадам Ивановой, потом стала Зойкой. Той самой, которая под прикрытием швейной мастерской устроила в своей квартире «дом свиданий».

О том, как изменился спектакль за последние десять лет, – в интервью «АиФ в Омске».

 

Нос с горбинкой   

— Наталья, Вы помните, как Вадиму Решетникову (основатель Лицейского театра – Ред.) пришла в голову мысль поставить «Зойкину квартиру»?

— Решетников никого не ставил в известность о своих планах, но я заметила, что в то время (2003 год) он начал ходить с книгой Булгакова. Помню, у нас был какой-то выезд. Обычно в пути мы всегда поём песни, а тут Решетников попросил нас помолчать, открыл книгу Булгакова и стал читать. Когда он погружался в автора, то ему было важно, чтобы совпало всё: атмосфера, время. Вадим Станиславович 10 лет назад повторял, что для этой пьесы тогда всё совпало. На читке «Зойкиной квартиры» мы все замерли: было даже неважно, какая кому достанется роль. Все роли классные! Даже роль проститутки мадам Ивановой, которая мне изначально досталась. Зою Денисовну играла Юля Швец, так как у неё нос с горбинкой, а у Решетникова был просто пунктик по поводу носа: Зоя Денисовна была же еврейкой. Сейчас у нас в спектакле нос – не такая важная часть образа героини, но сам образ за 10 лет стал более насыщенным.

— Многое изменилось в спектакле с 2003 года?  

— Мы стараемся чётко держаться режиссуры, так как у Решетникова ничего случайного не было. Сохранились его записи, пометки по ролям. Когда их читаешь, то сразу становится понятно, почему именно так, а не иначе. На юбилейном спектакле мы погрузились в 20-30-е годы прошлого века при помощи перфоманса. НЭП – очень жёсткое время,  и не зря перед спектаклем мы читали Уголовный кодекс 1922 года – тогда почти за всё давали высшую меру наказания! У нас в первой сцене есть диалог между Зоей Денисовной и председателем домкома, когда последний говорит: «Вы социально опасный элемент!». Казалось бы, обычная фраза, но на самом деле – угроза. «Социально опасным элементам» вменяли наказание вплоть до пяти лет лишения свободы. Если знать все эти тонкости, то сцена становится смысловой.

 

Квартира с душой  

— К пьесам Булгакова часто добавляют слова «мистика», «чертовщина».  Актёры говорят, что играть в пьесах по Булгакову непросто. Согласны?  

Булгаков для меня – писатель атмосферный, я его чувствую, но каждый спектакль начинаю вот так (крестится). Как только звучат первые аккорды музыки в начале «Зойкиной квартиры» — у меня мурашки по коже. Да, автор мистический, через свои описания он умел задать атмосферу. У нас на спектакле с перфомансом в зале была бабушка, которая не хотела уходить домой и говорила: «Ребята, спасибо, что вы погрузили меня в моё время!».

— Роль Зои Денисовны, наверное, тоже не из лёгких?

— Каждый раз, как на Голгофу. Я долго не могла «раскусить» этот образ. Мне казалось, что я хожу по заданной схеме. Всегда тяжело вводиться на роль после кого-то. Я зажата в рисунок, который уже существовал до меня, а хочется найти что-то своё. У меня только сейчас, спустя почти пять лет, что я играю Зою Денисовну, практически все пазлы сошлись. Зоя Денисовна ведь не мошенница — она обычная любящая женщина, которая использует любые способы, чтобы вырваться из этого ада.

Ольга Минайло
«Аргументы и факты в Омске», №1-2 (1730-1731) / 8-14 января 2014 г.