Спектакль в жанре «мышеловка»

Лицейский театр порадовал своих зрителей новой премьерой – постановкой по пьесе драматурга Недялко Йорданова «Убийство Гонзаго».

Неспокойные времена настали в Датском королевстве. Король убит, его сын принц Гамлет объявлен сумасшедшим. И только новый правитель Клавдий пожинает лавры: он  получил и власть над государством, и жену убитого им брата королеву Гертруду. Чтобы обличить мерзавца, Гамлет просит приглашенную в замок труппу бродячих актеров сыграть перед Клавдием знаменитую пьесу «Убийство Гонзаго», но только видоизменив ее. Согласно новому сюжету на сцене развернется расправа над отцом Гамлета, и тогда все наконец поймут, что нынешний король – убийца. Осознав, что это провокационное выступление может стать для них последним, актеры пытаются выбраться из замка, но это становится невозможным – труппа оказывается в ловушке.

В этом произведении, созданном по мотивам знаменитого шекспировского «Гамлета», Йорданов размышляет о судьбе и предназначении актера, миссия которого, как и у поэта «глаголом жечь сердца людей». «Театр – это зеркало. Мы приходим сюда для того, чтобы посмотреть и на себя, и на тех, кто нас окружает, — рассказал режиссер спектакля Сергей Тимофеев. – Актер способен показать всю правду без купюр, именно поэтому для него так важна истина. В «Убийство Гонзаго» руководитель труппы Чарльз — настоящий актер, он готов поплатиться за истину собственной жизнью».

«Ловушка для героя»

По словам режиссера, их постановка – это не драма или комедия в чистом виде. «Сейчас все открытия лежат на стыке жанров. В нашем спектакле есть и юмористические, и лирические, и откровенно трагические моменты. Поэтому мы придумали для «Убийства Гонзаго» такой жанр, как «ловушка для героя» или «мышеловка» — что звучит более загадочно». В самом деле, на протяжении всего спектакля на сцене царит атмосфера тайны. Складывается впечатление, что герои говорят одно, а их мысли при этом направлены в совершенно иную сторону. Первый советник короля Полоний радушно встречает актеров и с большим удовольствием смотрит их репетиции, но вместе с тем труппу не покидает чувство надвигающейся опасности. Актеры пытаются оставить загадочный Эльсинор, но им мягко намекают, что это невозможно. «Самым сложным в постановке для нас было добиться именно этого ощущения тревоги, неизвестности, надвигающейся беды, в то время когда все персонажи спокойно говорят о своих делах, — пояснил Сергей Тимофеев.- Также у нас есть ряд героев: Гамлет, Клавдий и Гертруда, которые ни разу не появляются на сцене, но мы ощущаем их невидимое присутствие, как будто они смотрят на происходящее откуда-то из окон. Добиться этого эффекта было также нелегко».

 

Что говорят французы?

 

Первыми постановку «Убийство Гонзаго» увидели не омичи, а французы – премьера спектакля состоялась во время летних гастролей Лицейского театра в Гренобле. «Наше выступление получило неоднозначный отклик от европейской публики, — поделился Сергей Тимофеев. – Спектакль шел без субтитров, а поскольку текст здесь играет очень важную роль, часть зрителей не смогла проникнуть в ткань постановки. Отдельные сцены даже вызвали волну негодования. Сцены, где Чарльз устраивает разборки со своей женой Элизабет, эмансипированные француженки восприняли чуть ли ни как насилие над женщиной. И хоть они говорили «фи», но сами смотрели на актера Евгения Точилова, сыгравшего сильного и мужественного Чарльза, с явным интересом».

Несмотря на резкую реакцию европейского зрителя, хочется сказать, что новая постановка «лицеистов» получилась очень гармоничной. Труппе удалось удержать золотую середину, не скатившись ни в драматичную историю, дышащую вселенским пессимизмом, что сейчас очень популярно в современных театрах, ни в откровенный фарс. Думается, что «Убийство Гонзаго» при всей своей самобытности найдет отклик в сердцах у многих зрителей.

 

Екатерина Шишикина

«Ореол», №46 (774) / 13 ноября 2013 г.