Своевременная несовременность              

При входе в театр сразу же возникает ощущение, что попадаешь в другой мир, отличный от реального. Каждый зритель здесь желанный гость, которого всегда любят и ждут. Сюда хочется возвращаться снова и снова, чтобы погрузиться в страсти, разыгрываемые на сцене, и отдохнуть душой в домашней атмосфере.

На премьере комедии «Ревнивая к себе самой» по пьесе драматурга XVII в. Тирсо де Молины в постановке заслуженного артиста России Вадима Решетникова количество зрителей превысило вместительные способности небольшого зала, однако в тесноте да не в обиде. На сцене, как из табакерки, появлялись красивые люди, которые разыгрывали неустаревающую историю любви. Актёры выходили не из-за кулис, а из-за двери в зрительный зал, что стирал всякие границы между персонажами и аудиторией.

Юный провинциал со слугой приезжает в Мадрид, где его ждёт богатая невеста. И тут же влюбляется в незнакомку, точнее, в её белоснежную руку, а всё остальное скрыто от глаз юноши. Пылкий влюблённый остаётся равнодушен к красавице-невесте, которая, понятное дело, оказывается той самой таинственной незнакомкой, о чём молодой человек, разумеется, не подозревает. Деве жених по душе, но её гложет ревность к даме под вуалью, то есть к себе самой. Слуги молодых влюблённых тоже не последние люди: с их помощью завязывается интрига действа.

За непритязательным сюжетом с традиционными для испанской комедии переодеваниями и чудесными узнаваниями кроется глубокая философская мысль о непреходящих человеческих ценностях: добре, любви, справедливости.

Поразили яркие и жизнеутверждающие краски в костюмах актёров, со вкусом подобранные декорации. Режиссёр не заигрывает с массовым зрителем, а показывает подлинные человеческие чувства и эмоции.

Казалось бы, в наше время абсолютно невозможно влюбиться в одну лишь руку девушки, тогда чем эта постановка может быть интересна современному зрителю?

Отвечает режиссёр спектакля, заслуженный артист России Вадим Решетников:

— Человечество всегда хочет получить в театре то, что оно недополучает в реальной жизни. Сейчас жизнь не очень весёлая, поэтому люди истосковались по свету и лёгкости, а век «плаща и шпаги» к этому располагает.

— Насколько расходится пьеса Тирсо де Молины в оригинале с её постановкой на сцене?

            — Мы постарались почти не менять текст оригинала, однако существенно его сократили. Иначе постановка длилась бы 4 часа, и современный зритель вряд ли выдержит такой марафон. Мы выкроили свою пьесу из кусочков Тирсо де Молины. Я знаю одно: режиссёрский замысел не должен диссонировать с текстом оригинала, иначе постановке гарантировано поражение.

— Не секрет, что сейчас в погоне за зрителем режиссёры позволяют своим актёрам скандальные выходки. Но в вашем театре ни в одной постановке нет модного нынче заигрывания со зрителем.

— Мы лицейский театр со всеми вытекающими отсюда последствиями, и хотим соответствовать этому статусу. Наш театр в этом смысле совершенно несовременен, и всякие выкрики, коверкание сюжетов и характеров не для нас. Иначе нам пришлось бы менять своё название. Антрепризные, фестивальные спектакли рассчитаны на массового зрителя.

— Как вам удаётся добиться философской глубины в спектаклях, чтобы за привлекательной картинкой скрывался подтекст?

— У меня есть свой секрет: стараюсь ставить классику, поскольку каждое время находит в ней свой смысл. Это вечные темы, вечные вопросы. Нужно просто идти вслед за автором.

— По каким критериям отбираются актёры для ваших спектаклей? Заметила, что среди актёров вашего театра некрасивых людей нет.

— Совершенно верно. Как говорил Игорь Моисеев, красивую девушку можно научить танцевать, а вот хорошую балерину нельзя сделать красивой девушкой. Обычно подбираю на роль актёров, настоящие характеры которых похожи на изображаемый ими персонаж.

— Как проходила работа над спектаклем «Ревнивая к себе самой»?

— Достаточно сложно. Во-первых, художник по костюмам проделал большую работу по изготовлению нарядов, соответствующих эпохе «плаща и шпаги». Во-вторых, мы долго адаптировали текст литературного произведения к восприятию современного зрителя. Наконец, сами актёры довольно продолжительно работали над ролями. Что будет из этого спектакля, пока неизвестно, покажет время. Но постановка живёт и претерпевает изменения.

 

Елена Ляхова,

«Московский комсомолец», № 48 (499) / 29 ноября 2006 г.