Рубикон для Лицейского, или Зачем ему взрослая публика

Премьеры этого театра пока не обсуждают в курилках госучреждений и коммерческих фирм. Перед спектаклями возле него не образуются импровизированные автосалоны отечественных и импортных авто. Но он может гордиться, что у него сформировалась своя аудитория зрителей и поклонников, которая год от года увеличивается. Ныне средняя заполняемость зала — сто тридцать процентов. Такому показателю позавидует и любой другой театр. Новый виток интереса к работе театра должна породить премьера «Комка».

 

Сейчас в Лицейском те­атре идут последние репети­ции перед премьерой сенти­ментального фарса по пье­се Алексея Слаповского. На первый взгляд, пьеса нико­им образом не вписывает­ся в репертуар, ориентированный на классику. Но  даже приобщая зрителей к светлому и доброму, и руководство театра, и актеры не свободны от того,   что   нас  каждодневно окружает. «Комок» — их взгляд на добро и зло, нежность и черствость, перемешанные в грему­чую смесь в душах со­временников. Поначалу предложение художе­ственного руководителя театра Вадима Решетни­кова поставить «Комок» было встречено артистам без осо­бого восторга. Когда труппа обсуждала пьесу, то разгоре­лись жаркие споры. Кому-то она показалась интересной, кому-то — наоборот. А раз ар­тисты спорят, значит, пьеса их задела. Не должна остаться равнодушной и публика, чей возраст, в основном, совпада­ет с актерским.

Фабула пьесы проста: двоим молодым людям из провинции, работающим в коммерческом киоске в сто­лице, городе больших воз­можностей, судьба предос­тавляет шанс. Не карьеру сделать, но приподняться ду­шой над суетой. Однако… По­этому эпиграфом к пьесе ста­ли строчки из Евангелия: «И тогда Он коснулся глаз их и сказал: «По вере вашей да будет вам». Казалось бы, иг­рать современников, героев пьесы, чье мировоззрение легко представить и понять, просто. Поэтому на одной из недавних репетиций, где по­бывал автор этих строк, ре­жиссер давал оригинальные ремарки: «Не пытайся надеть какую-то маску. Ничего не надо. Играй от себя» или «Иг­рай, как играешь, будешь переигрывать — испортишь роль». Но пьеса коварна: она не очень сценична. Спектакль держится исключительно на созданных характерах. К тому же это первая постановка пьесы, написанной в начале девяностых. Но в отличие от большинства произведений той поры пьеса не относится к «чернухе».

Последние репетиции перед премьерой, которая состоится тридцатого марта, В. Решетников не считает за­вершением работы над спек­таклем. После нее начнется окончательная доводка в зависимости от реак­ции зала. Цель: сде­лать так, чтобы зри­тель дышал вместе с артистами. «Комок», наверное, — веха в истории Лицейско­го театра. Не толь­ко поворот к осмысле­нию современности, но и расширение зрительской ауди­тории. Вадим Решетников объясняет это точным знани­ем, для кого и зачем делают­ся спектакли. В отличие от «Беды от нежного сердца» или «Давай с тобой погово­рим» «Комок» рассчитан на студенчество и еще более взрослую публику. Среди зрителей все чаще встреча­ются семейные пары. На спектакли вечернего репер­туара ходят даже пожилые. Но в Лицейском не собира­ются терять зрителей-школь­ников. Те ребята, что сейчас занимаются в младших груп­пах, будут участвовать в но­вой постановке «Голого коро­ля» Е. Шварца. Так что сте­наниям о непопулярности те­атров, вынужденных конкури­ровать с телевидением, где культивируется «развлекаловка», в Лицейском противо­поставили работу на вдумчи­вого зрителя. Как выясняет­ся, по раскупаемости билетов — а на апрель их уже нет – таких в Омске немало.

П. Ветров