Право на иллюзию

Яркое завершение юбилейного 25-го сезона в Лицейском театре — «Трамвай «Желание» Тэннесси Уильямса в постановке Виктории Каминской. После «Оркестра», признанного лучшим спектаклем 2017 года, зрители с интересом ждали вторую ее премьеру. Интерес оправдался: «Трамвай «Желание», несомненно, украсит афишу Лицейского.

Классика на то и классика, чтобы говорить про нас, сегодняшних, не важно, происходит действие в современном мире или где-то в Новом Орлеане 40-х годов прошлого века. Поэтому в истории Виктории Каминской, где главное — нюансы человеческих отношений, нет привязки к историческому времени. Все акценты — на атмосферу тропической жары, воздух которой накален от страстей человеческих душ.

Красавица Бланш Дюбуа, еще недавно блестящая аристократка, натура которой полна достоинства, а жизнь — поклонников, остается без денег, работы и ухажеров. Безупречная, вся в белом, она появляется на пороге дома своей сестры Стеллы в Новом Орлеане. Идти ей некуда. За спиной — прошлое, в котором потеряно фамильное имение «Мечта», муж, застрелившийся фактически на ее глазах, много унижения и горя. В руках — чемодан с остатками «роскоши» — нарядами и мехами. Но Новый Орлеан не спасет ее: здесь другие люди и порядки, другой взгляд на жизнь и на то, что можно считать «нормой». Сестра Стелла замужем за одним из таких, Стэнли Ковальским, который прост до хамства и груб до жестокости. Таким, как он, непонятны тонкие душевные порывы, личные тайны и прочие аристократические замашки. В его жизни все просто: черное — это черное, белое — это белое, права сила, а «мое» — значит «мое». У Дюбуа и Ковальских разные взгляды на жизнь, разная философия и принципы, и этот конфликт становится стержнем спектакля, на который нанизывается все остальное.

«Трамвай «Желание» — спектакль крупных планов. Дарья Оклей (Бланш), Анастасия Максименко (Стелла), Евгений Точилов (Стэнли) и Александр Боткин (Митч) выстраивают истории своих персонажей поступательно, подробно, с нарастающим, как южная жара, нервом. Добавляет красок в колорит местных нравов семейная пара Юнис и Стива (Наталья Виташевская и Юрий Щадукин), чьи отношения — вечные ссоры и скандалы, которые ни от кого не скрываются. В этой психологической нюансировке — самое сложное для артистов, важное для режиссера и самое интересное для зрителя.

Сломленная прошлым, униженная своим настоящим, Бланш ищет опору в каждом новом мужчине, нанося удар за ударом по своей репутации. А Стэлла, кажется, свой выбор сделала, найдя «опору» в прямом и по-звериному сильном Стэнли. Такова ее плата за жизненную определенность, которой никогда не было рядом с ветреной сестрой. Для режиссера важна проблема выбора своей судьбы и способности (а чаще неспособности, замаскированной под нежелание) ее изменить. Своим появлением в доме Стеллы Бланш подняла в душе сестры эти метания и «борьбу миров», которые, думалось, уже улеглись и залакированы кажущимся семейным благополучием. Очевидно, что в этом противостоянии двух систем ценностей кто-то погибнет.

Стэнли крепко стоит на ногах, знает, чего хочет в жизни и не согласится на роль меньшую, чем «капитан команды». Он не позволит какой-то лживой мадам, всюду рассыпавшей свою пудру, критиковать его мир и учить добродетели в собственном доме. Когда-то жившая в «Мечте» Стэлла со всем смирилась и не видит «ничего такого» в ударе кулака мужа по своему лицу. Не спасет теряющую последние остатки гордости Бланш и местный парень Митч. Это сначала она для него богиня из другой реальности. Такую можно ввести в дом. Но в ее жизни было слишком много того, что далеко от природы божественного. И Стэнли, узнав правду, не приминет открыть Митчу глаза на Бланш. Последние надежды разбиты, последние опоры сломаны.

Осталось нанести «контрольный» удар и уничтожить человеческую душу. Будьте уверены, Стэнли это сделает.

Виктория Каминская отказалась от сцены в пьесе, в которой Стэнли насилует Бланш. В спектакле он не переступает за черту своей низости. Но это и не нужно — слишком очевидно, что падение главной героини в бездну страшно, жестоко и уже необратимо. «Flores para los muertos — цветы для мертвых», — говорит по-испански проходящая мимо цыганка и украшает одним из них голову Бланш.

«Ты закрываешь глаза, а я еще соберусь с силами и начну новую жизнь», — говорит Бланш сестре. Увы, сил не осталось, и это была ее последняя иллюзия. Потерявшая все на свете и теперь — саму себя, в финале Бланш по-прежнему ослепительна и прекрасна в своем белоснежном костюме. Привычным — будто неловким — жестом поправляет прическу. Виктория Каминская убеждена: человеку изначально дано многое, и прежде всего, право на выбор, который он делает каждый день. Что выберет каждый из нас? Ложь или правду? Борьбу или смирение? Любовь или предательство? В силах человека — творить свои желания. И только в его воле решать, на какой остановке сойти с подножки трамвая.

 

Валерия Калашникова

«Четверг», №29 (1440) / 25 июля 2019 г.