По-честному. В омском Лицейском театре завершился III фестиваль «ЧАТ»

Апрель для поклонников театрального искусства, а таких в Омске, как известно, очень много (недаром наш город называют театральной столицей Сибири) начался настоящим праздником. В течение пяти дней на базе Лицейского театра проходил фестиваль моноспектаклей «ЧАТ», что расшифровывается как честное актёрское творчество.

Почему? Разве любой другой актёр, который выходит на сцену в команде, не честен перед зрителем? Безусловно, честен, но в моноспектакле он, пожалуй, не только честен, но даже обнажён. Ведь когда ты на сцене один – любой шаг и любой вздох, любое сказанное или забытое слово, любая пауза – как под микроскопом с огромным увеличением видна и пристально рассмотрена зрителем. И потому играть здесь надо предельно честно, как говорится, на разрыв.

Берет за душу

III фестиваль «ЧАТ» в очередной раз доказал – это невероятно сложное актёрское действо интересно как самим режиссёрам и актёрам, так и зрителю. Совершенно разноплановые спектакли, один не похож на другой – но каждый берёт за душу и выворачивает её наизнанку. 11 спектаклей за эти невероятно насыщенные пять дней увидели участники, зрители и эксперты фестиваля.

Эксперты – потому что фестиваль не конкурсный, жюри здесь нет, но три эксперта, которые после каждого спектакля разбирали его, подсказывая, что можно было бы сделать лучше, что «докрутить»; либо всё настолько хорошо, что никаких дополнительных «настроек» не требуется. Экспертами стали театральный критик, кандидат искусствоведения Павел Руднев (Москва), театровед, завлит Академического русского театра Башкортостана Елена Попова (Уфа) и поэт и театральный критик Сергей Денисенко (Омск). Последний, кстати, был свидетелем всех спектаклей всех трёх «ЧАТов».

Как известно, в любом концерте самое «вкусное» оставляют напоследок. И хотя о «ЧАТе»  так точно нельзя сказать – все спектакли были отличными – всё-таки на финал оставили тонкую, нежную и невероятно красивую поэзию Давида Самойлова. Режиссёр, автор инсценировки, исполнитель – Артём Серов из Молодёжного камерного театра в содружестве с театром «Театральный особняк» (Москва). Час поэзии пролетел как несколько минут, до того великолепны были и слог «Пушкина ХХ века», и его исполнение.

Главный — актёр

«Даже как-то неинтересно было на фестивале — ни одного провала, ни одного скандала в зале, хлопанья дверями и оскорбления чувств верующих, — пошутил Павел Руднев. – А если серьёзно, это был прекрасный фестиваль, потому что был великолепный отбор. Ни один спектакль не вызвал у нас вопроса, для чего это здесь? Конечно, мировой театр существует сейчас как режиссёрский. Но именно жанр моноспектакля, которому посвящён этот фестиваль, подчёркивает, что даже в режиссёрский век артист – главный человек в театре. Режиссёр – это технология, а артист – это инструмент театра, который передаёт зрителю энергию текста, энергию пластики. И самое важное, что артист – это единственный художник, который может творить, не имея ничего перед собой. Тело артиста – это и содержание, и форма театра. И это даёт возможность этот фестиваль сделать гимном Его Величеству Артисту».

«Фестиваль доказал нам, что человеку нужен человек, нужен разговор глаза в глаза, — поделилась член экспертного совета Елена Попова. – Прошедший год очень от многого пытался нас отучить, но нет, мы преодолеем все онлайн-показы, мы будем снова с полными залами и аншлагами, потому что на сцену должен выходить живой актёр, а зрители должны сидеть в зале и смотреть, переживать, радоваться и страдать».

Отличили каждого

Повторимся – фестиваль не конкурсный. Однако каждый актёр и некоторые режиссёры получили дипломы. И экспертный совет для всех нашёл слова благодарности, которые и запечатлены в дипломах.

  • Марина Гапченко, независимый театр «ТУТ» (Екатеринбург), спектакль «Горбатая» (16+) — за актёрскую одержимость
  • Надежда Костюк, Омский ТЮЗ, спектакль «Музыка ветра» (16+) — за сокрушительную силу актёрской молодости
  • Артём Серов, Молодёжный камерный театр (Москва), спектакль «Самойлов. Память» (16+) — за энергичную саморежиссуру
  • Марчела Стати, Магаданский драматический театр, спектакль «Семья Иванова» (12+) — за подлинное звучание оживших голосов истории
  • Радион Букаев, режиссёр Казанского русского ТЮЗа и режиссёр «Семьи Иванова» (12+)  — за поиск новых форм в освоении темы Великой Отечественной войны
  • Александр Аладышев, Владимирский академический театр драмы, спектакль «Сны Гамлета» (16+) — за актёрскую отвагу
  • Михаил Сиворин, МХАТ им. Горького (Москва), спектакль «Старосветские помещики» (12+) – за актёрскую многоликость и выразительность пластики
  • Александр Майер, Новый художественный театр «Челябинск», спектакль «О верю, верю, счастье есть!» (12+) — за исследовательский дар и художественный поиск
  • Андрей Плотников, театральная группа «ПодТекст» (Москва), спектакль «Апология абсурда» (16+) — за актёрское умение быть проводником между реальностью и ирреальностью
  • Валерий Сабельников, Самарский молодёжный драматический театр «Мастерская», спектакль «Коля против всех» (12+) — самарскому артисту за освоение самарской современной пьесы
  • Наталья Гоголева, Кинешемский драмтеатр им. Островского, спектакль «Человеческий голос» (16+) – за актёрскую исповедальность
  • Мария Ермакова, Новосибирский государственный драмтеатр, спектакль «А рыбы спят?» (12+)  – за детскую непосредственность и театральную терапию
  • Анастасия Неупокоева, режиссёр спектакля «А рыбы спят?» (12+)   – за умение выстраивать доверительный и деликатный разговор со зрителем.

Ольга Коробова

Сайт газеты «Аргументы и Факты» в Омске, 6 апреля 2021

https://omsk.aif.ru/culture/culture_theatre/po-chestnomu_v_omskom_liceyskom_teatre_zavershilsya_iii_festival_chat

В сокращении материал напечатан в №14 (2107) / 7-13 апреля 2021