Порочный круг

15 октября Лицейский театр представил премьеру спектакля «Хоровод» по пьесе драматурга Артура Шницлера. Для работы над постановкой в Омск был приглашен режиссер из Австрии Петр Шальша.

У спектакля «Хоровод», который зрители должны были увидеть еще летом, оказалась непростая судьба. После письма от омского священника постановку едва не запретили. История с отменой премьеры спровоцировала скандал в театральной среде и прессе, в итоге было решено устроить общественный просмотр спектакля с участием журналистов, театральных критиков, преподавателей, психологов, представителей духовенства и т.д. После закрытого показа спектакля все убедились: постановка не касается политики, не оскорбляет чувств верующих, не содержит ни сцен разврата, ни инвективой лексики.

Пьеса, написанная Артуром Шницлером в 1897 году, представляет собой десять маленьких зарисовок, описывающих любовные сцены между случайными людьми. В первой истории рассказывается о встрече ночной бабочки по имени Леокадия и солдата, за ней следует любовное приключение солдата и горничной, в третьей истории горничную соблазняет ее молодой хозяин и т.д. В конце концов, круг замыкается на Леокадии. У современников Шницлера пьеса вызвала смешанные эмоции – с одной стороны, читатели оценили ее композиционное новаторство, с другой – были возмущены, насколько открыто драматург пишет о свободной любви. Когда «Хоровод» впервые поставлен на сцене одного из европейских театров, зрители закидали сцену дымовыми шашками.

Когда поутихли первые страсти, произведение Шницлера было переосмыслено.   Стало понятно, что описание любовных сцен у драматурга не было самоцелью. «Хоровод» был написан в эпоху расцвета психоанализа, когда в Австрии появлялись первые труды Зигмунда Фрейда. Артур Шницлер, будучи врачом по образованию, был увлечен психологией, но больше всего его интересовала природа человеческих страстей. Исследование данного вопроса и стало основной темой творчества драматурга. Шницлер обратил внимание, что спасаясь от одиночества и скуки, люди в поисках тепла и любви бросаются в эротические приключения, но получают лишь суррогат истинного чувства. Большинство героев «Хоровода» ощущают разочарование, недоумение и пустоту после любовных утех. Не зря эта пьеса считается одним из самых депрессивных произведений Шницлера.

«Хоровод» в Европе давно вошел в ряд других жемчужин классической литературы. По пьесе ставятся многочисленные спектакли, снимаются фильмы. Режиссер омской постановки Петр Шальша признался —  он и не предполагал, что его спектакль обретет в Омске такую скандальную славу. То же самое рассказал и главреж Лицейского театра Сергей Тимофеев: «Пьеса «Хоровод» — это разговор о страстях человеческих, о равнодушном и легкомысленном отношении к своей жизни, о ловушках, которые нас подстерегают. В спектакле мы не затрагиваем никаких других сфер, кроме духовной. Мы все подвержены страстям. И Шницлер в своих дневниках писал, что все его герои – это он сам», — пояснил Тимофеев.

Странно, что люди, выступающие за запрет «Хоровода», разглядели в тексте порнографию. Вероятно, они не вникли в суть вопроса и поторопились с выводами. Гораздо проще закидать сцену дымовыми шашками, чем узнать подробнее о личности и творчестве автора, проанализировать эпоху, когда жил писатель, и царившие в ней настроения.

На публичном просмотре «Хоровода» ни один зритель не покинул зал. Все убедились, что Лицейский театр не собирается эпатировать общественность, поэтому спектакль остается в репертуаре. В ближайшее время его можно будет увидеть 16 ноября и 20 декабря в 19 часов на сцене Дома актера.

 

Екатерина Шишикина

«Ваш Ореол», №43 / 26 октября 2016 г.