Оставьте красавца в покое

В Лицейском театре состоялась премьера спектакля «Равнодушный красавец» по пьесе известного французского драматурга Жана Кокто.

Режиссером постановки выступила Лилианна Белявская – выпускница Санкт-Петербургского государственного института культуры. Для Лилианны «Равнодушный красавец» — первая серьезная постановка. Несмотря на это, девушка выбрала для дебютного спектакля довольно непростой материал – по форме, и по характеру диалогов. На сцене присутствуют всего два персонажа, но они практически никак не контактируют друг с другом. Она – танцовщица, имени которой мы так и не узнаем. Он – альфонс по имени Эмиль, который уже устал от эмоциональных всплесков своей подруги и возвращается к ней лишь за тем, чтобы переночевать. Уязвленная таким потребительским отношением, главная героиня начинает упрекать Эмиля, а потом ее монолог перерастает в настоящую истерику. В свою очередь Эмиль лишь молчит и с равнодушным видом читает газету, как бы не замечая разворачивающейся вокруг него бури. Не получая никакого отклика, женщина начинает грозиться, что убьет мерзавца, а потом наложит руки и на себя, но в ответ на эти угрозы Эмиль лишь переворачивает  очередную газетную страницу…

Жан Кокто написал эту странную пьесу для Эдит Пиаф и ее возлюбленного – актера Поля Мёрисса, который обладал завидной невозмутимостью. Кокто знал, что эмоциональная Пиаф без конца устраивала истерики своему кавалеру, временами била посуду и угрожала самоубийством. Она могла подкрасться к Мёриссу на цыпочках и громко крикнут ему в ухо – пусть он хотя бы вздрогнет от неожиданности, но даже такие выходки не выводили Мёрисса из равновесия. Самой Пиаф пьеса очень понравилась, и певица самостоятельно исполнила главную роль на сцене театра «Буфф-Паризьен». В дальнейшем «Равнодушный красавец» не раз ставился на сцене разных театров, а в 1978 году на экраны вышел фильм по мотивам «Равнодушного красавца» с Аленом Делоном и Анни Корди в главных ролях.

— Я очень люблю творчество Жана Кокто. По-моему, он как никто другой из писателей понимал природу женщины. А «Равнодушный красавец» — одна из его самых ярких пьес, — поделилась Лилианна Белявская. – Правда, при постановке спектакля я решила не ограничиваться одним только монологом главной героини, а дать возможность высказаться и Эмилю. Для этого я использовала монолог из пьесы «Лжец» Жана Кокто. На мой взгляд, сплетение этих двух пьес получилось очень органичным.

Помимо изменений в сюжете режиссер решила поменять сферу деятельности главной героини и превратила певицу в танцовщицу. Свои эмоции героиня выражает в том числе и языком тела.

— Мы видим, как у танцовщицы, которую исполнила актриса Лицейского театра Дарья Оклей, моментально меняются эмоции. Она то страдает, то ревнует, то преисполняется нежностью… Александр Боткин, который сыграл Эмиля, также уловил суть своего персонажа. Пусть он ничего не отвечает своей подруге, но у него все написано на лице. То он отчужден, то раздражен, то обескуражен – чем он заслужил такое отношение к себе? Думаю, что мужчины будут сочувствовать Эмилю: как же он смог выдержать такой накал страстей?» — рассказала Лилианна Белявская.

Спектакль «Равнодушный красавец» идет всего один час и больше напоминает экспериментальный этюд, нежели классическую театральную постановку, к которым привыкло большинство омских зрителей. Кроме того, режиссер, как и автор пьесы, не дает ответа на вопрос, почему эти совершенно глухие друг к другу люди до сих пор вместе. Финал спектакля остается открытым, давая возможность каждому зрителю интерпретировать его по-своему.

Екатерина Шишикина

«Ваш Ореол», №50 / 16 декабря 2015 г.